Падение рентабельности в АПК: как на посевную повлияет «вымывание» 36 млрд грн

07 марта 2023, 08:00 1275

Решающим фактором катастрофического падения рентабельности агросектора стало удорожание железнодорожной логистики.

Об этом заявил эксперт по логистике, член логистического комитета Европейской Бизнес Ассоциации Юрий Щуклин, пишет «УкрАгроКонсалт».

К такой ситуации привело использование государственным перевозчиком «Укрзализныцей» монополии на администрирование перевозок с целью максимизации доходности избыточного ресурса — профицитного парка вагонов.

«Перерасход украинских аграриев на внутреннюю железнодорожную логистику в 2022 году (по сравнению с 2021 годом) составил как минимум 6 млрд грн. Из них 2,7 млрд грн получила «Укрзализныця», а 3,3 млрд грн — владельцы частных вагонных парков и посредники. Вымытые из агросектора 6 млрд грн – это объем общих расходов на посев площадей в 170 тыс. га, с которых можно было бы получить 1,7 млн т урожая кукурузы, от которых Украина могла бы получить в 2023 году $375 млн валютной выручки», — отметил Юрий Щуклин.

Он добавил, что следствием адаптации аграрного сектора к шокам 2022 стала переориентация логистики на другие направления и средства, что вылилось в направление аграриями оборотных средств на приобретение непрофильных активов — 1600 вагонов-зерновозов и дополнительных 6000 автомобильных прицепов-самосвалов.

«Если до войны уплаченная грузовладельцами стоимость аренды/пользования вагоном на один рейс, в среднем за 2021 год составляла 0,77% стоимости вагона, то в год войны были нередкие случаи, когда на аукционе «Укрзализныця» продавала аренду одного рейса за 5% стоимости нового вагона-зерновоза. Закономерно, что многие сельхозпроизводители сделали выводы: лучше платить за использование собственного транспорта.

По моим осторожным подсчетам, на приобретение вагонов-зерновозов и автомобильных прицепов-самосвалов было израсходовано $530 млн. Эти средства, на приобретение непрофильного актива, были изъяты аграриями из оборота, из накоплений — в любом случае они потрачены только из-за того, что люди больше не могли платить такие неестественно большие деньги за стоимость чужого транспорта», — считает эксперт.

Реальные риски срыва посевной стали неоспоримыми и очевидными. Однако решение проблемы, как свидетельствует ряд публичных заявлений и комментариев, усматривается не на том уровне, где она возникла, считает Щуклин.

«Правительственная программа кредитования является попыткой борьбы с последствиями кризиса, однако ни на миллиметр не приближает к преодолению его причин. Несвоевременно и нецелесообразно изъятые у агросектора 36 млрд грн (6 млрд грн перерасходов на внутреннюю логистику, 30 млрд грн на приобретение избыточного транспорта) — это те деньги, которые могли бы сполна заместить то, что аграрии сейчас просят у государства в виде кредитов. Сегодня даже агропроизводители, имеющие средства для посевной, не уверены в ее целесообразности, поскольку не знают, что делать с будущим урожаем.

Ведь факторы усложненного и дорогостоящего доступа аграриев к рынкам сохраняются, форвардные контракты заключать невозможно. Возник вопрос, чем отдавать кредиты, потому что затраты на логистику с одновременным падением внутренних цен на зерно опускают рентабельность агропроизводства ниже нуля. В таких условиях очень мало вариантов дать положительный ответ на вопрос: есть ли смысл проводить посевную?» — подытожил Юрий Щуклин.