Экспорт украинских ягод вырос в 4 раза

03 марта 2016, 16:30 2425

Украинский экспорт ягодной продукции в течение 2010-2015 гг. увеличился на $9 млн — до $12,5 млн, или в 4 раза. Об этом AgroPortal.ua сообщили в ГП «Укрпромвнешэкспертиза».

В 2015 г. большую часть экспорта составили замороженные ягоды, выручка от реализации достигла $9,4 млн, на втором месте свежие ягоды — $3,1 млн.

По мнению заместителя директора ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Сергея Поважнюка, основная доля произведенных в Украине ягод (примерно 80%) потребляется непосредственно домохозяйствами и не попадает на рынок. Объемы экспорта — незначительны, в 2015 г. на внешний рынок поставлено всего 615 т. При этом урожайность ягодных культур в Украине на 7-20% ниже, чем, например, в соседней Польше. Это объясняется незначительной долей выращивания новых высокопродуктивных сортов.

Тем не менее, в Украине есть потенциал для развития экспорта ягодной продукции. Страна имеет конкурентные преимущества в выращивании трудоемких ягодных культур, таких как черника, ежевика, голубика, малина.

«Именно эти ягоды являются основным продуктом для экспорта в страны Европейского Союза», — считают в ГП «Укрпромвнешэкспертиза».

К основным странам-потребителям украинских свежих ягод относятся Польша ($1,6 млн) и Нидерланды ($1,3 млн). Что касается замороженных ягод, то Украина экспортирует: в Польшу ($3,4 млн), Германию ($1,0 млн), Австрию ($0,7 млн), Нидерланды ($0,5 млн), Францию ($0,4 млн). 

Эксперт «Укрпромвнешэкспертиза» Николай Мостовяк также назвал основные конкурентные преимущества украинских производителей ягод на рынке ЕС:

  • короткий срок доставки;
  • благоприятные климатические условия для производства большинства видов ягод;
  • низкая стоимость рабочей силы и низкая вероятность повышения заработной платы в краткосрочной и среднесрочной перспективе;
  • потенциал для увеличения поставок на европейские экспортные рынки после вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС.

По его словам, наряду с преимуществами рынка ЕС существуют определенные препятствия для украинских экспортеров:

  • высокая конкуренция;
  • «частные стандарты», действующие независимо от официальных требований ЕС;
  • производитель размещает товар на рынке по принципу «меньше контроля — больше ответственности»;
  • устарелость производственных фондов и неоптимальность бизнес модели.

Для справки: ГП «Укрпромвнешэкспертиза» является ведущей компанией Украины по изучению украинских и международных рынков, подготовке решений по развитию бизнеса, исследований промышленности и промышленной политики. Деятельность ГП началась в 1993 г. К компетенции ГП «Укрпромвнешэкспертиза» относятся консультирование по вопросам развития бизнеса, выполнения маркетинговых исследований, разработка бизнес-планов и инвестиционных меморандумов, проведения конъюнктурно-ценовых исследований и т.п.