Акцизы на топливо: аграрии просят не добивать отрасль

10 июля 2024, 08:00 980

Повышение акциза на топливо с 2024 по 2028 год приведет к повышению себестоимости производства агропродукции и снижению конкурентоспособности украинских аграриев.

На это накануне на прессконференции обратили внимание представители общественного союза «Всеукраинский аграрный форум», ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» и Всеукраинской Аграрной Рады, призывая народных депутатов учесть правки к законопроекту №11256-2 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно имплементации положений актов права Европейского Союза по акцизному налогу», которыми предусматривается увеличение акциза на дизтопливо с 139 евро до 330 евро за тысячу литров до 2028 года, в частности учесть европейский опыт и внедрить справедливые подходы к налогообложению аграрного сектора акцизным налогом.

Олег Хоменко, гендиректор УКАБ

Мы понимаем необходимость гармонизации законодательства с требованиями ЕС и наполнения государственного бюджета для поддержки армии, что предусматривает цель этот законопроекта, но мы не можем согласиться на акциз в 330 евро, когда в европейских странах он значительно меньше.

В свою очередь, заместитель председателя Всеукраинской Аграрной Рады Денис Марчук подчеркнул, что участники агропродовольственного сектора настаивают, чтобы после окончания войны ставка акциза не превышала 50%, что поможет бизнесу и товаропроизводителям лучше планировать свою деятельность.

При этом Олег Хоменко отметил, что аграрии просят власть ввести справедливые подходы к налогообложению аграрного сектора акцизным налогом, учитывая европейский опыт и нормы европейских директив, предусматривающих пониженную ставку для аграрных производителей.

Олег Хоменко, гендиректор УКАБ

Мы не просим дополнительных дотаций или компенсаций, мы просим обратить внимание на то, как это работает в развитых странах и применить это у нас.

Директор Всеукраинского аграрного форума Мария Дидух отметила, что украинские аграрии уже платят вдвое более высокий акциз по сравнению с их европейскими коллегами, а новый закон увеличит эту нагрузку в 5 раз.

Мария Дидух, директор Всеукраинского аграрного форума

Учитывая критическую важность наличия ресурсов для финансирования войск, повышение ставок акциза на время военного положения может быть оправданным. Но оно несправедливо и неприемлемо для аграриев и других потребителей, не пользующихся дорогами общего пользования, после войны, более того, наоборот вредит национальным интересам, делая такие отрасли неконкурентоспособными.

По словам Дидух, в Директиве №2003/96/ЕС предусмотрен минимальный акциз в размере 21 евро за 1000 л для аграрных товаропроизводителей, что значительно ниже, чем новый предложенный акциз в Украине.

Денис Марчук добавляет, что постепенное повышение акциза до 330 евро на тысячу литров создаст неконкурентные условия для украинского бизнеса.

Денис Марчук, заместитель главы ВАР

В странах ЕС акциз на топливо значительно ниже: в Румынии – 21 евро, в Чехии – 54 евро, в Литве – 60 евро, а польские фермеры вообще не платят этот налог благодаря специальному возмещению акциза. Мы сегодня платим 139 евро и уже проигрываем на старте.

При нормальных условиях поступления от акцизного налога направляют на содержание и ремонт автомобильных дорог, но задействованная в обработке полей сельскохозяйственная техника не передвигается по дорогам общего пользования, а горючее для нее наоборот предлагают облагать налогом по повышенным ставкам. Именно это и вызвало негодование среди сельхозпроизводителей.