Эксперт: Грузоперевозки на ж/д могут подорожать после запуска частной тяги

21 сентября 2020, 16:00 1607

Либерализация украинской железной дороги путем запуска частной тяги может привести к существенному удорожанию грузоперевозок.

Такое мнение высказал эксперт в сфере транспортной инфраструктуры и логистики Валерий Ткачев в комментарии AgroTimes.

По его словам, из-за несовершенной тарифной системе АО «Укрзализныця» в течение последних 7 лет недополучало от грузоперевозок средства, необходимые для полноценного восстановления и развития. Например, стоимость перевозки грузов III тарифного класса и внеклассовых грузов отличается в 2,7 раза, несмотря на примерно одинаковую себестоимость перевозки. То есть перевозка отдельных грузов субсидировала перевозку других.

«Более того, около 60% грузов УЗ перевозит пока с отрицательной рентабельностью. Убыточны также пассажирское перевозки (убыток почти 12,8 млдр грн ежегодно). Но поскольку «Укрзализныця» — это целостный механизм, здесь действует так называемое перекрестное субсидирование, которое после разделения УЗ на вертикали и запуска частной тяги станет невозможным», — добавил эксперт. 

Поэтому вопрос, кто будет компенсировать убытки от пасажирских перевозок и перевозки отдельных грузов, пока открыт. Возможно, их будет компенсировать государство, или эти расходы будут заложены в тариф за пользование инфраструктурой.

«Когда произойдет разделение, будет четко определена стоимость услуги доступа к инфраструктуре и других услуг по вертикалями. Каждая вертикаль посчитает, сколько ей нужно средств для операционной работы, на восстановление и модернизацию путей, подвижного состава, средств связи и сформирует новую стоимость своих услуг. Возможно, эта стоимость будет выше нынешней», — отметил Валерий Ткачев.

Кроме того, любое распределение означает увеличение управленческого аппарата, а это также повлечет дополнительные расходы.

Вместе с тем эксперт отметил, что либерализация железной дороги в Украине неизбежна, учитывая мировую практику и требования, прописанные в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС.

«Либерализация будет происходить поэтапно: сначала пилотный проект, потом реорганизация УЗ, ее разделение, четкое определение текущих затрат, оптимизация, расчет экономически обоснованного тарифа и только потом — полноценный запуск игроков в частную тягу. Причем желательно, чтобы это были в том числе и крупные иностранные компании перевозчики без своей грузовой базой для сотворения полноценной конкуренции. А пока речь идет только о пилотном проекте для тестирования механизма выхода частной тяги на магистрали», — отметил Валерий Ткачев.