Мнение: Акциз на топливо — наибольший тормоз для развития речного транспорта

10 июля 2018, 11:36 4096

Для развития речного транспорта в Украине следует снять акцизный налог на топливо. Ведь топливо используется водным транспортом, а средства идут на ремонт автодорог.

Такое мнение высказал генеральный директор компании «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский в интервью «Бизнес.Цензор».

Он считает, что акцизный налог на горючее больше всего тормозит развитие речного транспорта.

«Ни для кого не секрет, что в Украине сейчас сложилась странная ситуация с приобретением горючего для судов. Как недавно сказал премьер-министр — один из способов контрабанды горючего. Например, «НИБУЛОН», легально закупает топливо для своего флота, платит акцизный налог. А оффшорные компании, суда которых заходят в территориальные воды Украины — нет. Потому что они бункеруються (заправляются — ред.) в нейтральных водах, за 12 мильной зоной, а потому не платят этот налог, а значит и покупают дешевое топливо», — пояснил Вадатурский.

Он подчеркнул, что в Украине созданы условия, в которых украинский судовладелец, который легально покупает топливо, ставится в неконкурентные условия по отношению к судам под иностранным флагом.

«И пока так будет, то речные перевозки не будут экономически выгодными и конкурентоспособными по отношению к железнодорожным и автомобильным перевозкам», — сказал гендиректор «НИБУЛОНа».

Он добавил, что украинские компании покупают топливо дороже на 10 тыс. грн/т.

«А это значит, что невыгодно строить опять-таки украинские суда, ходить под украинским флагом и по украинским рекам, поскольку им надо платить только за топливо на 10 тыс. грн/т дороже, чем судам, заходящим из нейтральных вод. Таким образом, себестоимость тонны груза перевозимого судами, которые бункеруються в нейтральных водах и заходят на Днепр, на $4 дешевле, чем тонна, перевезена украинским судном», — пояснил Вадатурский.

Кроме того судна платят другие налоги и сборы.

«Возьмем, например, плату за прохождение шлюзов. В других странах, и в Украине, шлюзы — это искусственные преграды. И платит тот, кто их создает. В Украине шлюзы построены и эксплуатируются энергетическими компаниями, они же получают и доходы от их работы. Это искусственно созданные препятствия на реке, то почему же судовладельцы должны платить за них?», — считает Вадатурский.

Аналогичная ситуация и с платой за прохождение мостов, добавил он. 

«Виновата судоходная компания в том, что мосты, построенные для нужд «Укрзализныци», ими же эксплуатируются, построены низко и мешают полноценному речном судоходству, если их не разводить? Очевидно, что нет. Поэтому, в этом случае, «Укрзализныця» должна взять на себя расходы на разведение этих мостов. И в цивилизованных странах именно такой подход», — сказал владелец« НИБУЛОНа ».

Вадатурский также раскритиковал правительственный законопроект «О внутреннем водном транспорте», которым вводится речной сбор. Ни в одной из версий этого документа не было точно указан размер этого сбора.

«И хотя нашу компанию постоянно обвиняют в том, что мы блокируем принятие закона, я скажу, что мы не против принятия закона. Закон нужен. Мы выступаем против той редакции законопроекта, которую нам под разными популистскими лозунгами предлагает Минфраструктуры. Мы за закон, который создаст лучшие условия для развития судоходства, чем сейчас», — добавил он.

По его мнению, от такой недальновидной политики и подходов, Украина теряет значительно больше, чем от того, сколько бы потеряла, если бы были отменены несколько налогов.

«Если платежи были бы сняты, строить суда стало бы выгоднее и это дало толчок возрождению судостроительной, металлургической, строительной отраслей, судоходства и экономики Украины в целом», — подытожил Вадатурский.