Мнение: Запрет на продажу земли иностранцам — дискриминация инвесторов, поверивших в Украину

05 декабря 2019, 09:16 1966

Ключевым вопросом в модели земельной реформы является учет интересов всех сторон, которых она затрагивает. Это владельцы земельных участков — пайщики, сельхозпроизводители — небольшие фермерские хозяйства, средние и крупные предприятия, местные общины, а также государство в целом.

Об этом заявил генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Роман Сластен на своей странице в Facebook.

«85 крупнейших аграрных компаний в Украине обрабатывают 5,6 млн га земель. Это около 20% из 27 млн ??га, что в целом обрабатываются в Украине. Они формируют 20% валовой продукции растениеводства и 30% животноводства. Обеспечивают более 42% экспорта с/х продукции из Украины. В них работает более 140 тыс. сотрудников. Большая часть этих компаний имеют частично или полностью иностранные инвестиции. Они уже вложили более $ 15 млрд в агробизнес в Украине, и ежегодно продолжают вкладывать от $500 млн до $1 млрд инвестиций», — объясняет он.

Роман Сластен подчеркнул, что в целом члены УКАБ поддерживают проведение реформы и перевод нынешнего «серого» рынка с/х земель в легальный формат, ведь стремятся к цивилизованным правилам ведения бизнеса в Украине. Однако очень беспокоит предвзятое отношение к компаниям с иностранным капиталом и попытки исключить из перечня участников оборота сельскохозяйственных земель.

«Потенциальный негативный результат референдума по разрешению покупки земли компаниям с иностранным капиталом полностью приостанавливает дальнейшие инвестиции и ставит под угрозу уже вложенные. Если компании с иностранными инвестициями, которые уже вложили свои средства в агросектор, не смогут покупать хотя бы землю, что у них в аренде, они не смогут защищать свой бизнес и станут объектом рейдерских атак. Такая дискриминация инвесторов, которые поверили в Украину, перечеркивает все их планы дальнейших инвестиций и заставит искать пути выхода из бизнеса. Для потенциальных инвесторов это также будет очень плохим сигналом относительно привлекательности Украины», — объясняет он.

Относительно модели оборота земель и изменений в законопроект 2178-10, то УКАБ, по словам Романа Сластена, отстаивает следующие позиции:

- сельхозпредприятия с иностранными инвестициями, которые уже работают в Украине минимум три года, должны иметь право выкупа хотя бы тех земель, которые они сейчас арендуют. Этот вопрос защиты инвестиций;

- сельхозпроизводители должны иметь первоочередное право покупать земельные участки, что у них в аренде и обработке. Это важно для сохранения существующего эффективного агропроизводства;

- предлагаемые ограничения по концентрации площади 0,5% всех с/х земель Украины считаем уже компромиссными и дальнейшее их усиление существенно ограничивает возможность защиты компаний, которые уже давно работают в Украине;

- чисто спекулятивный иностранный капитал без намерения обрабатывать землю может и должен быть ограничен. В этом контексте нужны предохранители от спекуляций землей, а именно — запрет на перепродажу приобретенного участка и изменение целевого назначения в течение 3-5 лет.

«Давайте не выбивать почву из-под ног инвесторов, которые поверили в Украину», — призывам Роман Сластен.