Главные рынки Евросоюза, на развитии и сохранении торговли с которыми должна сосредоточиться Украина, — Испания, Нидерланды и Италия.
Такое мнение высказал генеральный директор Украинской аграрной конфедерации (УАК) Павел Коваль в комментарии Delo.ua.
Он отметил, что за время полномасштабной войны Испания стала крупнейшим потребителем украинского зерна.
«Главная торговая стратегия в отношении Испании — не перегреть этот рынок чрезмерным экспортом из Украины, подчеркивает он. В сентябре 2024 года испанские фермеры уже протестовали против украинского зерна, поэтому важно не допустить торгового противостояния, как это произошло с рядом восточноевропейских стран за прошедшие два года», — отметил Павел Коваль.
Другой традиционный импортер кукурузы из Украины — Нидерланды, добавил он. До большой войны страна покупала ее даже больше, чем Испания — на уровне 2 млн т в год. В 2022 году импорт кукурузы просел до 1,41 млн т с 2,266 млн т в 2021 году, но за девять месяцев 2024 года уже превысил 2,08 млн т.
«Третьим крупнейшим покупателем украинских зерновых в ЕС является Италия, — добавляет эксперт. — Эта страна традиционно занимает место в топ-10 мировых покупателей украинской кукурузы, обычно импортируя 0,5-1,5 млн т. За время полномасштабного вторжения ежегодный импорт кукурузы из Италии вырос в 2-3 раза. Аналогично за это время в несколько раз выросли и поставки украинской пшеницы, что приблизило Италию к десятке крупнейших импортеров этой культуры».
Гендиректор УАК также отмечает важность расширения торговых отношений с транзитными странами ЕС — Румынией и Польшей, которые фактически делают возможным экспорт зерна в ЕС и третьи страны. Кроме того, Украина имеет в ЕС и локальные интересы. Например, Польша покупает украинский соевый шрот для животноводческого сектора, Германия — рапс для своих перерабатывающих заводов, Болгария — семена подсолнечника.
«Все эти европейские рынки нужно контролировать, даже если сейчас против рф введены пошлины. К сожалению, на отдельных рынках ЕС нам все равно приходится конкурировать со страной-агрессором. Поэтому для нас важны и потребители, и транзитеры, и страны с потенциалом роста экспорта», — подчеркнул Павел Коваль.