В Раде работают над новой системой бронирования: каких изменений хочет бизнес

23 мая 2024, 08:00 1958

Инициативная группа в Комитете Верховной Рады по вопросам экономического развития наработала предложения по экономическому бронированию.

Как говорится в сообщении парламента, депутаты предлагают предоставить возможность работодателю самостоятельно определить стратегически важных для поддержания жизнедеятельности бизнеса рабочих, оплатить 20 тыс. грн в месяц военного сбора за каждого из них, и продолжать работать и платить налоги, необходимые для обеспечения Сил обороны и безопасности.

«Украинскому бизнесу все равно нужно бронирование, поскольку он должен работать, — отметил глава комитета Дмитрий Наталуха. — Не будет бизнеса с его налогами - не за что будет содержать наших защитников. Вот такая, может, кому-то неприятная, но очевидная правда. Но еще раз - пусть бизнес решит сам, кто из его сотрудников является стратегическим».

Наряду с экономическим бронированием частичной альтернативой может служить экономическая мобилизация — это когда через механизм трудовой воинской повинности бизнес с привлечением своих ресурсов предоставляет необходимые услуги и выполняет работы в тех сферах, в которых бизнес обладает большими компетенциями и эффективностью, чем военные. Например, такие сферы как закупки, логистика, procurement менеджмент, медицинское обслуживание, ремонт техники, IТ, строительство фортификаций, бытовое обслуживание, делопроизводство, HR и т.п. Высвобожденные в результате военные могут выполнять другие, более важные и специфические задачи, объясняют в парламенте. 

В то же время глава Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, глава партии «Слуга Народа» Елена Шуляк во время встречи с «Украинской радой бизнеса» сообщила, что сейчас рассматривается опция доработки системы электронного бронирования и вводится автоматическое продление всех бронирований на месяц, после чего эту опцию можно будет повторить.

По ее словам, компаниям важно получить четкое решение и в соответствии с ним адаптировать все свои процессы и в дальнейшем работать, что из-за неопределенности сейчас просто невозможно.

«Бизнес—ассоциации озвучивают несколько наиболее распространенных проблемных моментов по бронированию сотрудников. Во-первых, невозможность бронирования фопов и также гиг-специалистов, которые работают как резиденты «Дія.City». Во-вторых, неопределенность в сроках бронирования, когда непонятно, как действовать после завершения 6-месячного периода бронирования. Например, нужно ли подавать документы на перебронирование, или бронировать с нуля, или работники будут считаться пригодными для мобилизации», — цитирует слова Шуляк пресс-служба партии

По словам депутата, создает дополнительные риски и требование бронировать не более 50% от общего количества военнообязанных работников — многие компании не подают списки на бронирование из-за опасений. Не менее актуальный вопрос - сроки рассмотрения заявок на бронь, компании могут ждать ответа от Министерства обороны вплоть до 5-6 месяцев. А малейшая ошибка в пакете поданных документов на бронирование означает возврат этих документов без каких-либо объяснений. Коммуникация по этому поводу абсолютно не налажена, что и нужно исправить, пояснила Елена Шуляк.

«С этими и аналогичными проблемами к нам обращаются десятки бизнес-ассоциаций. Поэтому сейчас нам нужно собрать вместе все проблемные вопросы, подать их министерству и получить четкие и понятные ответы. Если есть вопросы, на которые ответ отрицательный, это уже плюс, поскольку будет понимание, как действовать и переформатировать свою деятельность. То есть главное — ясность», — подчеркнула нардеп.

По словам Шуляк, очень много вопросов бы решило введение электронного бронирования — поскольку бронируются сотрудники, которые уже стоят на учете в ТЦК, и все их документы подготовлены, процесс бронирования дальше, по сути, является бюрократией, которая занимает время и гражданина, которой бронируется, и министерства. Документы с ТЦК просматриваются в ручном режиме, а это сотни страниц и 1,5-2 месяца, пока будет готово соответствующее решение, и которые могут быть критическими для бизнеса. Поэтому для большинства компаний электронное бронирование стало бы серьезной поддержкой.