Украина удвоила экспорт масличных культур

03 марта 2023, 09:19 2762

Стоимость экспорта семян и плодов масличных культур из Украины по итогам 2022 года составила почти $3,8 млрд, что на 54% больше, чем годом ранее.

Об этом говорится в сообщении ННЦ «Институт аграрной экономики».

«Количественные объемы поставок основных товарных позиций продукции этой группы на внешние рынки суммарно выросли примерно вдвое», — отмечает заместитель директора ННЦ ИАЭ, академик НААН Николай Пугачев.

Экспорт рапса в натуральном выражении увеличился с 2,7 млн т в 2021 году до 3,1 млн т в 2022 году, а соевых бобов, соответственно, на 0,9 млн т — до показателя в 2,0 млн т. Наиболее заметным и многократным стал рост экспорта подсолнечника — с 0,08 млн т в 2021 году до 2,8 млн т в 2022 году, проинформировал ученый.

По его словам, основными покупателями украинских масличных культур и масла в 2022 году, как и в предыдущие годы, являются страны Азии и Европы.

«Характерной чертой 2022 года стало дальнейшее закрепление позиций Европейского Союза среди рынков сбыта плодов и семян отечественных масличных культур. В прошлом году страны этого региона закупили более 3/4 от стоимостных объемов поставок всех масличных культур из Украины», — отметил Николай Пугачев.

Топ-6 покупателей украинских масличных культур: Румыния (доля в экспорте 18,6%); Турция (13,7%); Польша (12,7%); Болгария (11,5%); Германия (8,1%); Венгрия (7,1%). Эти страны обеспечили 72% экспортных доходов.

В 2022 году уменьшение объемов экспортных поставок продолжилось по соевому маслу — 237 тыс. т (-2%), а также фиксировалось снижение по рапсовому маслу — 66 тыс. т (-60%), сообщил эксперт.

В группе жиров и масел определяющим товаром для экспортных рынков остается подсолнечное масло отечественного производства. В 2022 году его экспорт из Украины составил 4,3 млн т — на 16% меньше, чем в 2021 году. Доходы от продажи подсолнечного масла составили $5,5 млрд, то есть на 14% ниже, чем в предыдущем году, отметил Николай Пугачев.

По его словам, в 2022 году произошли существенные перестановки в рейтинге основных покупателей подсолнечного масла, и топ-10 выглядит так: Польша (доля в экспорте 13,3%); Индия (13%); Турция (11,2%); Румыния (7,2%); Нидерланды (6,6%); Китай (6%); Италия (5,4%); Болгария (4,9%); Испания (4,4%); Ирак (3,3%).

Совокупно эти страны аккумулируют более 75% стоимостных поставок украинского подсолнечного масла на внешние рынки.