Зерно проигрывает железнодорожную конкуренцию металлургической продукции

23 июня 2022, 14:16 1912

Наибольшие объемы экспорта зерна из Украины приходятся на железнодорожный транспорт, но, похоже, потенциал способности перевозок по железной дороге уже исчерпан.

Такое мнение высказал генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Роман Сластен в колонке на ЭП.

Он отмечает, что среднесуточные объемы передачи вагонов через задействованные 13 пунктов пересечения границы с европейскими странами уже третий месяц находятся у отметки 1900 вагонов/сутки, что в итоге дает 3,3-3,5 млн т экспорта.

«Фактически происходит конкуренция разных типов грузов за способность втиснуться в этот плотный график и пробраться через общую накопившуюся очередь вагонов», — объясняет эксперт.

Железная руда составляет значительную долю экспорта по железной дороге — за май 2022 года ежесуточно отправляли около 850 вагонов с рудой с общим месячным экспортом 1,8 млн т, — то есть более 50% всего объема железнодорожного экспорта. Довоенный экспорт руды составлял 3,5-4 млн т в месяц, из которых по железной дороге в страны ЕС экспортировалось около 1,3 млн т в месяц.

«То есть сейчас по железной дороге перевозится на экспорт в среднем на 500 тыс. т руды в месяц больше, и под эти дополнительные объемы металлурги довольно быстро нашли в ЕС вагоны. Поэтому железная дорога обеспечивает около 50% общего довоенного экспорта руды», — уточнил Сластен.

Зерна же в прошлом месяце экспортировали по железной дороге лишь 680 тыс. т при среднем темпе 360 вагонов/сутки, что составляет 19% от общего объема грузов. Сравнивая этот объем с довоенным экспортом 5-6 млн т в месяц, понятно, что железная дорога обеспечивает всего 14% привычных объемов.

Роман Сластен, генеральный директор УКАБ

«Фактически зерно конкурирует с рудой как за вагоны узкой колеи, так и за пропускную способность железнодорожных пограничных переходов с ЕС. И пока, к сожалению, проигрывает конкуренцию более консолидированным металлургическим компаниям за доступ к этому логистическому ресурсу».

Не в пользу конкурентоспособности агросектора, по мнению эксперта, играют и давние преференции, которыми пользуются перевозчики руды, — более низкие тарифы на перевозку по 1-му классу грузов, а также низкие ставки на пользование вагонами.

По его словам, получается, что «Укрзализныця» продолжает везти железную руду в убыток, при этом пытаясь перекрыть «минус» за счет других грузов.

«Учитывая глобальный продовольственный кризис и необходимость сбалансированного распределения между секторами экономики ограниченного ресурса железной дороги, еще в начале апреля предлагалось распределить лимиты на перевозку различных типов грузов по каждому пограничному стыку. Тем не менее, этот подход в итоге так и не нашел поддержки со стороны представителей правительства.

Похоже, без изменения подходов Украина продолжит использовать возможности железной дороги преимущественно под экспорт железной руды, в то время как со всех площадок будет звучать призыв наращивать экспорт продовольствия», — подытожил Сластен.