Цены, сбыт, доходы: как война изменила рынок ягод на западе Украины

22 июня 2022, 08:00 2261

Ягодный сезон 2022 года будет достаточно сложным для всех производителей. Большинство фермеров в этом году не планируют расширение плантации или увеличение производства, а стремятся удержаться на том уровне, который есть.

Такое мнение в комментарии журналу «Ягодник» высказал руководитель ФХ «Агровест-2012» Борис Карабанов, который выращивает землянику садовую на Тернопольщине и Ровенщине.

«Ягодный сезон начался прежде всего с того, что цены выросли на все группы товаров. Этому способствовал и курс доллара, и война, поскольку значительно уменьшились запасы и возникли логистические проблемы у поставщиков. Таким образом, фактически все товары, а это и средства защиты растений, и минеральные удобрения, и разные стимуляторы и т.п. подорожали минимум вдвое. Это в значительной степени снизило нашу доходность», — отмечает Борис Карабанов.

Кроме того, по словам фермера, наблюдается проблема с горючим, что затрудняет доставку ягоды. Цены на горючее выросли, а это также уменьшает доходы украинских ягодоводов.

Карабанов отмечает, что могут возникнуть проблемы с реализацией, в частности, на внутреннем рынке.

«У нас фактически остался единственный живой рынок сбыта — Львов, где сейчас много внутренне перемещенных лиц. При этом спрогнозировать цену я не могу, но думаю, что высокой она не будет, ведь в стране война, и у людей нет доходов, а клубника — это не продукт первой необходимости», — считает он.

В свою очередь председатель правления кооперативного объединения на Тернопольщине Михаил Хмарный в комментарии «Суспильному» отметил, что раньше ягоды привозили из Закарпатья и южных областей, которые теперь частично оккупированы, поэтому активизировались местные производители.

«В предыдущие годы некоторые сузили свою деятельность в клубнике, поскольку цена была не очень благоприятной для местных производителей. Они в основном выращивают среднюю по времени ягоду и позднюю. Было большое предложение на ягоды и не очень удачная цена. Но сейчас, учитывая, что цена топлива и стоимость доставки активно выросли, у наших ягодников небольшой плюс за счет того, что у них меньшая стоимость доставки, и они могут насытить рынок местной ягодой», — пояснил Михаил Хмарный.

Он считает, что в течение лета ценовой рынок ягоды будет таким, как в прошлом, или несущественно вырастет за счет стоимости перевозок. Последние цены, по которым члены кооперативов сдавали землянику садовую, — около 50 грн/кг. Кооператив также выращивает малину.

«Мы формируем большие оптовые партии и этим интересны покупателю… И у всех одинаковый сорт для того, чтобы выходить на эти оптовые партии. Где-то суммарно наши кооперативы по площади занимают около 70 га насаждений малины. В прошлом году мы уже сформировали партию около 400 т. На этот год, я думаю, мы выйдем на 500 т замороженной готовой продукции», — говорит Михаил Хмарный.