Сегодня интересным и актуальным направлением кооперации на селе может стать молочный кооператив. Во-первых, почти у каждого сельского жителя есть корова, во-вторых, это экономически целесообразно, поскольку украинский рынок каждый сезон испытывает дефицит молока.
Для того, чтобы понять, какие преимущества может предоставить молочная кооперация на селе нужно сначала выявить, какие же проблемы существуют на рынке производства и продажи молока личными хозяйствами населения.
Начнем с того, что основной проблемой, является низкая закупочная цена на молоко. Традиционно, молоко от населения является самым дешевым. Так, в июле месяце цена на колхозное молоко базисной жирности в среднем по Украине составляет 4,50-6,00 грн за литр, а на молоко аналогичной жирности от населения — 2,50-3,00 грн за литр базисной жирности. В такой разнице цен не стоит обвинять производителей, ведь это рынок и здесь действуют свои правила.
Второй проблемой является качество и объем вырабатываемого молока. Если крестьянин имеет две коровы, что уже сейчас является редкостью на селе, в одиночку он не в состоянии обеспечить достаточный объем сырья для переработчика. Не имея доильных аппаратов и систем одновременного охлаждения молока, крестьянин не может обеспечить нужного качества. Но именно качество так нужно молочным заводам, особенно сейчас, когда стандарты и требования постоянно растут.
Третьей проблемой является логистика. Для завода экономически целесообразнее приехать на ферму и забрать сразу 10 т молока первого или высшего сорта, чем ездить дворами и собирать молоко сомнительного качества. Именно централизованный забор молока на селе поможет жителям требовать более высокой цены.
Цену диктует рынок, а потому действует обычное правило: хочешь большей цены, предложи товар высокого качества. И здесь крестьяне должны рассчитывать не на государство с его программами развития и дотациями. Решение этих проблем лежит в плоскости личной ответственности, поэтому нужно рассчитывать только на себя.
Объединившись в кооперативы и узаконив свою деятельность, крестьяне могут требовать более высокой цены на молоко и стать стороной, которая может диктовать свои условия в отношениях купли-продажи.
Конечно, такое сотрудничество должно быть взаимовыгодным, по формуле «победил-победил». Чтобы требовать чего-то, нужно удовлетворить требования покупателя, а требований не так уж и много — это качество, объем, и удобная логистика.
Получив статус кооператива, крестьяне могут начать переговоры с молокоперерабатывающими предприятиями о предоставлении всего необходимого оборудования в безвозмездную аренду. Речь идет о центрифугах, реактивах, холодильниках, бидонах, лабораторном стекле, моющих средствах и тому подобном.
Много программ помощи молочным кооперативам уже внедрено определенными национальными производителями. Кроме этого, можно искать целевой помощи как со стороны государства, так и со стороны международных доноров. Здесь главное показать желание и четкую цель, которую преследует кооператив.
Чем больше коров в селе, тем больший объем молока они могут обеспечить, а чем больше молока, тем большую цену можно за него просить. К тому же на селе (или в соседних селах) всегда найдется человек с гужевым транспортом, который сможет забирать молоко и свозить его в специально оборудованное место, где оно будет остывать и «ждать» на покупателя.
Что же касается качества молока, то община сама должна контролировать участников кооператива. Но в любом случае сами односельчане лучше знают, кто принес некачественное молоко.
Сегодня перед жителями села стоят несколько вызовов: мобилизоваться и начать развитие, или продолжать стагнацию. Человеческий фактор здесь является ключевым. Часто убедить односельчан и местную власть весьма проблематично. Среди многих людей существует недоверие и нежелание объединяться ради общей цели. Местные власти часто являются не квалифицированным и не заинтересованным лицом, которое действует по принципу «солдат спит, служба идет». Однако, если преодолеть этот вызов, то это уже 90% победы.
Второй вызов это регистрация кооператива. Процедура является достаточно сложной и продолжительной, ведь надо провести собрание общины и пройти процедуру регистрации.
Третий вызов — сохранение суверенности. Создание кооператива должно происходить исключительно по инициативе и желанию самой общины. Уже есть примеры, когда кооперация организовывалась самими молочными заводами ради собственных интересов, что нивелировало саму суть кооперации. Это приводило к разочарованию со стороны людей.
Кооперация является хорошим инструментом для самоорганизации населения с целью реализации собственной продукции и создания рабочих мест. И прежде всего люди на селе должны понять, что они несут личную ответственность за свое благополучие, поэтому рассчитывать надо на себя, а не на государство или молочные заводы, которые почему-то должны просто так давать такую же цену, как у фермерских хозяйств. Сплоченность в кооперативе дает возможность требовать лучшие условия для общины и становиться субъектом отношений, который влияет на ценообразование, а не просто принимает ту цену, которая сформировалась.
AgroPortal.ua по материалам ГО Agro.ReformsUA