«Окультуривание» украинского бизнеса, или Как доверие становится денежной единицей

23 октября 2017, 06:45 5597

Верховная Рада Украины во втором чтении приняла изменения в Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Документ предусматривает ряд кардинальных изменений в закон, которые вступят в силу с 1 января 2018 г. О том, что несут эти изменения, и как бизнесу безболезненно внедрить их на предприятии, AgroPortal.ua поговорил с советником министра финансов, главой совета директоров аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» Geneva Group International Еленой Макеевой и гендиректором аграрной компании ИМК Алексом Лисситсей.

Елена, данный проект закона, как известно, вы готовили еще в Минфине, в 2015 г., какова его основная идея и какие изменения ждут бухгалтеров?

Елена Макеева: Действительно, этот закон мы готовили еще в 2015 году, основная его идея — привести бухгалтерский учет в соответствие с европейскими нормами и директивами. В частности, тогда же и была заложена философия единого первичного документа.

Как и многие другие законодательные инициативы, исходящие от правительства, этот законопроект был подвергнут критике со стороны депутатов, как обычно, нас обвиняли в коррупции. Более двух лет вокруг этого законопроекта не утихала дискуссия, хотя изначально он разрабатывался с экспертом ЕС и был утвержден Европейским союзом как такой, который полностью соответствует требованиям Директивы ЕС.

В 2016 году в парламенте появилась законодательная инициатива, которая была нацелена на облегчение жизни IT-специалистов в части экспорта услуг. В конце 2016 года приняли соответствующий законопроект, который также внес изменения в наш профильный Закон «О бухучете». В частности, были внесены изменения, которые позволяют использовать счет-фактуру (инвойс) как единый первичный документ. Хотели облегчить жизнь предпринимателям из сферы IT, однако это изменение коснулось абсолютно всех.

Другие изменения в части гармонизации законодательства с ЕС в сфере бухучета были приняты недавно.

Что самое основное в данном законе?

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

Елена Макеева: Во-первых, в законе четко определено, что незначительные неточности в первичных бухгалтерских документах не могут быть основанием для непризнания хозяйственной операции. Соответственно, контролирующие органы теряют возможность придраться к «запятым» в первичном документе.

Во-вторых, повысились требования к открытости и прозрачности бизнеса. Появились так называемые субъекты общественного интереса — публичные акционерные общества, банки, страховые, а также крупные предприятия и т. д. К таким компаниям требования к учету и прозрачности намного выше. Кроме того, изменилась классификация микро-, малых, средних и крупных предприятий, теперь это европейская категоризация. Соответственно, как и в странах ЕС, требования к публичности теперь распространяются, среди прочего, и на крупный — непубличный бизнес, а также на средние компании.

Что такое публичность? Простыми словами, это обязательство публиковать свою финансовую отчетность на собственном сайте раз в год и для широкого круга пользователей.

Есть технические моменты: вводится единый формат отчетности, который используется во всем мире, — XBRL.

То есть, если раньше отчеты обязаны были публиковать только публичные компании, то теперь все?

Елена Макеева: Нет, речь идет о крупном и среднем бизнесах в новой классификации. Микро- и малый бизнес освобожден от такого требования. Философия таких нововведений очень проста — чем больше прозрачности, тем больше доверия к бизнесу. Как известно, доверие — это основа любой экономики.

Сейчас есть некоторые крупные холдинги, которые отказываются даже для СМИ показывать финансовые показатели.

Елена Макеева: В законе и этот вопрос оговорен, финансовая отчетность должна быть предоставлена по запросу потребителя. Кроме того, закон предусматривает обязательное предоставление так называемого Отчета об управлении, в котором будут раскрываться не только финансовые показатели, а и нефинансовые данные: стратегия развития, операционная деятельность, дальнейшие планы и т. д. Снова-таки, малый бизнес освобожден от дополнительной отчетности.

Публикуют ли отчетность публичные компании?

Елена Макеева: Да, публичные компании всегда это делали, в частности, они подают отчетность в Комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. В 2015-2016 годах реестр аудиторов, которые имеют право проводить аудит публичных компаний, существенно очистился от так называемых аудиторов — торговцев печатями. Я говорю об аудиторах, которые «продавали» свои печати, по сути, закрывали глаза на искаженную финансовую отчетность, ничего общего с аудиторскими услугами. С приходом Тимура Хромаева и его команды комиссия наконец-то обратила внимание на аудиторов — субъектов фондового рынка наряду с эмитентами и инвесторами.

Можно сказать, что принятый закон призван сделать бизнес прозрачнее?

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

Елена Макеева: Да, все процессы в мире направлены на популяризацию прозрачности и открытости. Скоро вся информация будет в открытых источниках, скрыть ничего не получится.

А как бизнес реагирует на такие реформы?

Елена Макеева: Хочется верить, что украинский бизнес понимает неизбежность таких реформ.  Открытость и публичность — это ценности европейских компаний. И чем больше иностранных компаний заходит на рынки в Украине, тем больше появляется стимулов для украинского бизнеса соответствовать их стандартам. А значит, быть конкурентоспособным.

Чаще вот такая здоровая конкуренция быстрее меняет правила игры на рынке.

Решен ли вопрос с первичной документацией и наличием множества печатных документов?

Елена Макеева: С 1 января 2017 года инвойс может быть единым первичным документом. Кроме того, любые документы могут быть в электронной форме при условии соблюдения требований закона о цифровой подписи. Превалирование сущности над формой — это тот принцип, которым должны руководствоваться и бухгалтеры, и налоговые инспекторы.

По правде говоря, надо смотреть на будущее шире. Кто знает, сколько еще профессия бухгалтера будут востребована? В скором времени эту работу точно будет выполнять машина с помощью искусственного интеллекта. Вот посмотрите, уже сегодня собственнику нужен не бухгалтер-статист, а бухгалтер-аналитик. Человек, готовый генерировать новые смыслы. В мире уже вовсю идут серьезные сокращения бухгалтерских служб. Это неизбежный процесс, профессию ждет disruption.  А мы в Украине все еще говорим о первичных документах…

Алекс, как вы относитесь к такому повороту событий? Что у вас с бухгалтерской службой?

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

Алекс Лисситса: Мы как публичная компания с акциями на Варшавской бирже, плюс имея в партнерах такие международные финансовые институты, как МФК и ЕБРР, привыкли работать в условиях полной прозрачности, и для нас любого вида отчетность не является чем-то совершенно новым. Что касается бухгалтерской службы, то я согласен с Еленой: через несколько лет профессия бухгалтера не будет востребована как таковая, скорее всего, это будет новый специалист типа «программист с углубленными знаниями системы учета».

ИМК уже второй год плавно реформирует бухгалтерскую службу. Главная задача реформы — понимать готовность компании соответствовать новым вызовам, загруженность бухгалтеров и потенциальную возможность оптимизации бизнес-процессов. На первом этапе мы провели аттестацию всех сотрудников бухгалтерской службы. На втором — разработали систему оптимизации штата и перехода на электронный документооборот всей бухгалтерии.

Сколько было бухгалтеров и сколько теперь?

Алекс Лисситса: Сейчас работает 80 бухгалтеров, их число сократилось на 50%. Изначальная позиция бухгалтерской службы была такова, что если мы уберем половину бухгалтерии, то рухнет вся система учета, выстроенная годами. Конечно же, мы столкнулись с непониманием сотрудников. Многие воспринимали аттестацию знаний как очередной экзамен.

И как раз аттестация сотрудников для нас была стартом реформы — все кадры и их потенциальные возможности были протестированы, не без помощи Елены, конечно. Для нас было важно понимать, все ли люди находятся на своем месте в компании, достаточно ли у них знаний и опыта, какой уровень удовлетворенности своей работой. После чего была запущена процедура самообразования и повышения квалификации для бухгалтеров. Мы понимаем важность повышения знаний бухгалтеров не только в их узкой специализации и инвестируем в наших людей.

Это было перемещение или все-таки сокращение бухгалтеров?

Алекс Лисситса: Важно понимать основные функции всех бухгалтеров. К примеру, мы перевели некоторых бухгалтеров в социальную сферу, теперь они работают с населением на местах и занимаются решением социальных вопросов. И там они себя прекрасно чувствуют. Поэтому были и сокращения, и внутренние перемещения.

Елена Макеева: От себя добавлю, что многие даже идут в бухгалтерию только потому, что им нравятся социальные функции, и они стараются совмещать бухгалтерскую работу с социальной.

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

Насколько сложно внедрить электронную финансовую систему на предприятии?

Алекс Лисситса: Бухгалтерский учет у нас почти полностью автоматизирован, сейчас мы работаем над автоматизацией документооборота и сокращением транзакционных издержек, такие как доставка первичной документации и т. д. Повышение эффективности на этом участке уже наглядно видно.

Расскажите подробнее о ваших новациях?

Алекс Лисситса: Все очень просто, речь идет о сканировании всех документов, далее документы будут храниться в общей системе. Простыми словами, на каждом этапе производства: от сбора урожая на поле до приемки зерна на элеватор — будет работать единая электронная система, которая исключает неточности.

Елена Макеева: Автоматизация процесса позволяет предупреждать воровство и мошенничество в компании, которое неизбежно ввиду человеческого фактора. Чем больше автоматизации, тем эффективнее расходует свои ресурсы (трудовые, финансовые) компания.

Но все же акты выполненных работ требуются?

Елена Макеева: Это решение компании — применять ли акты, накладные и другие документы дальше, либо использовать инвойс как единый первичный документ. Требования к первичным документам также упрощены. Я рекомендую всегда упрощать то, что можно упростить.

Можно ли утверждать, что это первый шаг к тому, что инвесторы будут позитивнее смотреть на украинские компании?

Елена Макеева: Прозрачность, открытость — это все о доверии. Доверие становится денежной единицей. Деловая репутация — это и есть доверие к компании. Интерес к прозрачной компании со стороны инвестора всегда будет повышенным. И здесь я говорю не только об иностранных инвесторах, но и о гражданах Украины — внутренних инвесторах.

Что делает сегодня молодое поколение перед тем, как сделать инвестицию или даже просто приобрести товар? Открывает Интернет и изучает информацию о товаре, его качествах, в том числе и о деловой репутации компании. Или, простыми словами, читает отзывы, рассматривает и изучает веб-сайт компании, анализирует любую доступную информацию и подсознательно формирует доверие или недоверие к бизнесу, продукту или услуге. Бизнес должен соответствовать ожиданиям и поведению нового поколения, за ним будущее.


Алла Стрижеус, AgroPortal.ua