Пакет не надо: рынок упаковки и его будущее

20 февраля 2019, 07:00 5162

С ростом доходов мирового населения, в особенности в развивающихся странах, быстро растет спрос на пищевые продукты. Каждый из них так или иначе во что-то упакован.

В 21 веке вопрос экологии в сельском хозяйстве стал приоритетным. Одна из основных причин тому — динамичное развитие рынка продуктовой упаковки. Причем упаковки как для сырья, зерна и вспомогательных в АПК материалов, пищевого оборудования, так и для готовой продукции и всей сферы ритейла.

Пищевые потери на упаковке

Состав и прочность любой упаковки способны как увеличить количество пищевых отходов, так и продлить жизнь быстропортящимся продуктам питания. Правильный выбор структуры материала, из которого сделана упаковка, может существенно увеличить срок годности готового продукта. Например, упаковка из барьерного полиэтилена позволяет хранить ультрапастеризованное молоко 90 дней вместо трех, творог — 21 день вместо 7, майонез — 3 месяца вместо одного.

Согласно данным украинской компании по производству упаковки «Рось-Пак», более 30% свежих неупакованных пищевых продуктов становятся отходами и выбрасываются, тогда как только 10% упакованных продуктов ожидает такая участь. Если бы они были упакованы, треть их не была бы отходами, и они бы были дешевле на 20%.

Более 50% пищевых продуктов и напитков портится из-за несоответствующей упаковки еще до того, как их купит потребитель. Вместе с тем в Западной Европе доля пищевых продуктов, которые портятся из-за несоответствующей упаковки, составляет 2-3%.

«Согласно данным исследовательской организации UNCPEN, огурцы без упаковки сохраняются около 3 дней, а в гибкой полимерной дышащей упаковке остаются свежими 14 дней; потери твердого сыра, который продают нарезанным на тонкие пластинки в специальной упаковке из гибких многослойных полимерных пленок, сравнительно с кусками сыра в бумажной обертке сокращаются с 5 до 0,14%. Исследования торговой сети Deukstatt (Австрия) продемонстрировали, что потери неупакованных пищевых продуктов больше в 2-35 раз, чем потери аналогичных продуктов в упаковке», — отмечает директор «Рось-Пак» Анатолий Гончар.

Продукт Потери продукта, %
Неупакованный

Потери продукта, %

Упакованный

Стейк 34 18
Сыр Bergacon 5 0,14
Сдобная булочка 11 0,8
Кресс-салат 42 3,4
Огурцы 9,4 4,6

По данным компании «Рось-Пак»

И тут со дна постучали

Больше всего от производства упаковки страдает окружающая среда. Большинство упаковочных материалов в природной среде могут разлагаться от 50 до 500 лет. Продукты распада упаковки — токсичные вещества — способны влиять на почву, растения и, в конце концов, на здоровье людей.

Ежеминутно в мире покупается около 1 млн пластиковых бутылок с водой, только 50% от этой цифры перерабатываются, и всего из 7% повторно изготовляются новые бутылки. Столько же в это время покупается пластиковых пакетов в супермаркете — 1 млн/мин., за год количество используемых пластиковых пакетов доходит до 500 млрд.

По данным американского агентства EPA, только в США убытки от пищевых отходов обходятся коммерческим предприятиям общественного питания примерно в $100 млрд в год. Только на контейнеры и упаковку в США приходится более 23% материала, поступающего на свалки, большинство из них относятся к пищевому сектору.

Рынок упаковки продуктов питания меняется динамично, в зависимости от растущих требований как производителей, так и потребителей.

Производство упаковки занимает наибольшую долю в общем объеме промышленности — 81%, за которой следуют услуги по упаковке — 14%, а затем упаковочное оборудование — 5%. Упаковочная индустрия развивающихся стран оценивается примерно в $15,4 млрд и включает в себя такие материалы как стекло, бумага, пластик и дерево.

Основная проблема рынка упаковки развивающихся стран — ограниченность упаковочных решений, отвечающих требованиям международного рынка. Кроме того, слабый внутренний спрос на упаковочные материалы приводит к снижению инвестиций со стороны упаковочной промышленности.

Это, в свою очередь, ограничивает способность развивающихся стран повышать качество продукции в соответствии со стандартами все более разборчивых потребителей как на внутреннем, так и на международном рынках.

Источник фото: Bizongo
Источник фото: Bizongo

Европа экономит, мы — только начинаем

Средний показатель генерации только упаковочного мусора в странах ЕС в 2016 году составил 169,7 кг на человека. При этом, больше всего европейцы используют в качестве упаковки: бумагу и картон (41%), пластик (19%), стекло (19%), дерево (16%) и металл (5%). Другие материалы составляют менее 0,3% от общего объема отходов упаковки.

Стоит отметить, что в Европе, несмотря на высокие уровни доходности и покупательскую способность, за последние 10 лет уровень отходов растет медленно. Это результат грамотной общей экологической политики, а также длительных консультационных работ с населением. Если в 2010 году общий уровень отходов упаковки составлял 78,7 млн тонн, то в 2016 году показатель возрос всего до 86,7 млн тонн.

По данным Евростата, уровень переработки упаковочных отходов в ЕС вырос с 59,2% в 2007 году до 67,2% в 2016 году. Коэффициент переработки и степень воспроизводимости упаковки развивались параллельно.

Согласно исследованию IFC, ежегодно в Украине образуется около 500 млн тонн отходов, в том числе отходы первичного производства (76%), отходы вторичного производства (около 18%), отходы сельского хозяйства (около 2%) и твердые бытовые отходы (около 2%).

По данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, общий уровень переработки пищевых отходов составляет 3-8%. Из них 1,7% сжигается, и только 2,5% передается на перерабатывающие предприятия в качестве вторичного сырья, а остальное попадает на свалки. Для понимания, в Европе эта цифра — 60%.

В итоге ежегодно имеем 1,5-1,6 млн тонн отходов картона и бумаги, 1 млн тонн стекла и 600 тыс. тонн полимеров. Общий объем таких отходов вырос с 2014-го по 2016 год на 8%, достигнув отметки 11 млн тонн/год.

По оценкам Минрегионстроя, в Украине существует потребность в отведении минимум 626 новых полигонов для твердых отходов. Работа в законодательном поле для сокращения пищевых отходов сдвинулась с мертвой точки. С 1 января 2018 года Украина обязалась сортировать весь мусор по видам материалов, а также разделять его на подходящий для повторного использования, для захоронения и как опасный. Этот пункт соответствует двум Директивам ЕС — 1999/31/EC и 2008/98/EC, регулирующим обращение с мусором в странах Европы. Они предоставляют четкую последовательность действий, которые необходимо выполнять с отходами, классифицируют мусор, ставят стратегическую цель сократить количество отходов, которые вывозят на полигоны.

Многие страны полностью запретили полиэтиленовые пакеты, пластиковую тару или вводят ограничения. Например, в Ирландии и Дании продукция в пластике стоит намного дороже, чем в биологической упаковке. В Украине пока нет ни запрета, ни соответствующего налогообложения. В Киеве и Львове уже ограничивают использование полиэтиленовых пакетов в магазинах. Торговым точкам рекомендуют использовать биологические пакеты или многоразовые текстильные сумки.

Источник фото: ThoughtCo
Источник фото: ThoughtCo

Упаковка уже не та: новые тренды

Зачастую тенденции на рынке упаковки определяются потребителями. Один и тот же продукт в разных странах может продаваться в разной упаковке. Например, в Украине соусы любят покупать в гибкой полимерной упаковке, а в Западной Европе потребитель больше доверяет стеклянной таре. Начальник отдела маркетинга IMMER Group Елена Жембровская выделила несколько важных тенденций на рынке продуктов и упаковки.

Во-первых, увеличивается доля упакованного продукта. «Достаточно много малых и средних производителей выходят за пределы своего привычного региона продаж, осваивают экспортные рынки. Соответственно, им нужно везти свою продукцию дальше, сохранять ее свежей и красивой дольше», — отмечает она. С другой стороны, потребитель в больших городах хочет быть уверенным, что покупает настоящий продукт, не испорченный при перевозке или хранении.

Во-вторых, на рынке становится все более популярным индивидуальный подход к потребителям. Отходят в прошлое продукты «для всей семьи», а на их месте появляются товары «для детей», «для родителей», «для мужчин». «Более узкоспециализированная продукция требует персонализированной упаковки, которая учитывает потребности именно этой целевой аудитории», — рассказывает Елена.

В-третьих, упаковка становится площадкой для коммуникаций с конечным потребителем. В дизайн чаще внедряются различные коммуникационные «фишки», позволяющие при помощи смартфона получить или отправить дополнительную информацию о продукции, поучаствовать в интерактивной акции или промо-активности.

Директор компании «Рось-Пак» Анатолий Гончар считает, что любая упаковка должна экономить больше, чем она стоит. «Цена — очень важный экономический критерий для выбора упаковки. Стоимость зависит от: дизайна упаковки (какой % запечатки будет, какая сложность печати, какая ширина упаковки), материала и его свойств (пленка одинаковой толщины может быть однослойной, а может и 3-5-слойной, тогда и стоимость, и срок изготовления будут отличаться), срочности заказа», — говорит он.

Кроме того, важен сам дизайн упаковки и ее конструкция — обеспечить оптимальное соотношение объема и массы продукции. «Важно не только удобство использования, но и удобство транспортировки и выкладки в торговой точке», — отмечает Анатолий Гончар.

Источник фото: Dumpsters.com
Источник фото: Dumpsters.com

Украинская упаковка более чем конкурентна

Упаковка украинского производства абсолютна конкурентна, качественна и востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В компании «Рось-Пак» отмечают, что упаковка украинского производства уже экспортируется. Более того, ряд упаковок изготавливается из импортных материалов.

Или, к примеру, украинская компания IMMER Group поставляет свою продукцию в 30 с лишним стран, печатает упаковку для европейского и американского рынков, предлагает материалы и структуры, которые подлежат переработке или компостированию. Последнее, кстати, могут предложить далеко не все европейские производители. Кроме того, IMMER Group производят биоразлагаемую, или компостируемую упаковку — она деградирует на природные элементы, но в весе готовой упаковки до 5% могут составлять краски, клеи и ламинаты. Такую упаковку можно выбросить в компостную яму с отходами пищевого происхождения или компостировать в специальном промышленном оборудовании.

В мировой компании Nestlе пошли еще дальше, заявив о полном отказе от пластиковой упаковки до 2025 года. Компания полностью собирается перейти на упаковку из переработанных или пригодных для повторного использования материалов. Для этого в Швейцарии построят целый Институт технологий упаковки.

«Надеемся, это поможет в решении глобальной проблемы отходов, в частности из пластика. Мы хотим минимизировать воздействие на природную среду и также хотим, чтобы потребители, покупая наш продукт, понимали, что и они становятся частью ответственного потребления. Ведь не только продукты должны быть вкусными и полезными для людей, но и их упаковка не должна вредить окружающей среде», —отмечает директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью Nestlе в Украине Владимир Спивак. Nestlе и Danimer Scientific, ведущий разработчик и производитель биоразлагаемых изделий из пластика, уже объявили, что в партнерстве будут разрабатывать биоразлагаемую бутылку.


Наталия Ключникова, AgroPortal.ua