Порт Южный: чем «дышит» крупнейшая украинская гавань

29 марта 2016, 07:00 3867

Администрация морпортов Украины подписала договор о строительстве в порту «Южный» зернового терминала компании Cargill. Это значительно увеличит перевалку зерновых грузов (уступающих по объемам только рудным) в крупнейшем украинском и самом глубоководном морском порту на Черном море.

Подписи под документом поставили председатель АМПУ Андрей Амелин и директор ООО «МВ Карго» (компании-девелопера, специально созданной для реализации инвестпроекта) Александр Примак. Инвестор обязался построить зерноперевалочный комплекс, а также причал №25 в акватории порта. Администрация, со своей стороны, обеспечит создание операционной акватории у причала и подходного канала к нему с глубинами до 16 метров.

По данным пресс-службы АМПУ, инвестиции в строительство терминала составят $104 млн, на дноуглубление же будет направлено порядка $50 млн. Мощность первой очереди зернокомплекса составит 5 млн тонн грузов в год, вторая очередь увеличит эти показатели еще на 2-4 млн тонн.

«Это яркий пример концепции закрепления груза за конкретным причалом морского порта, что создает удобные и понятные условия государственно-частного партнерства», — подчеркнул Андрей Амелин. Заключение данного договора стало прямым следствием меморандума, подписанного в августе 2015 года в Кабмине Украины между АМПУ, компаниями «Каргилл-Украина» и «МВ Карго».

Порт «Южный» — крупнейшая морская гавань в Украине. В 2015 году объемы перевалки составили почти 48,5 млн тонн (рост — 1,15 млн тонн или 2,4%), что намного больше, чем в любом другом порту страны. Что касается глубин, то в этом вопросе «Южный» опередил вообще всех конкурентов в Черноморском регионе, став самым глубоководным: объявленная проходная осадка на морском подходном канале составляет 18,5 метров, что с 2015 года позволяет обрабатывать суда класса «кейпсайз» (грузоподъемностью более 150 тыс. тонн).

В приоритете — руда и зерно

В 2015 году в Южном перевалили более 9,76 млн тонн зерна. Безусловное лидерство в этой «дисциплине» принадлежит оператору «ТИС-Зерно» (входит в группу компаний «Трансинвестсервис») — порядка 8 млн тонн. Еще около 1,8 млн тонн обработала стивидорная компания «Бориваж».

Перевалка зерновых в минувшем году в очередной раз показала рост: зернотерминалы в «Южном» обработали на 6,8% больше, чем годом ранее, и к слову — больше, чем в других крупных морских портах Украины (Николаевский — 8,77 млн тонн, Одесский — 8,6 млн тонн, Ильичевский — около 5 млн тонн). Показатели же первых двух месяцев 2016 года, опубликованные Администрацией морских портов Украины (АМПУ), сопоставимы с данными годичной давности — более 1,3 млн тонн.

Что касается руды, то цифры здесь еще более «уверенные», учитывая, что ЖРС и уголь — это изначально основная специализация «Южного»: более 25 млн тонн в 2015 году (рост — 8%) и около 4 млн тонн за два месяца текущего года.

При всем этом по ряду важных грузов в минувшем году зафиксировано падение: -12% по углю (4,57 млн тонн), -3,5% по аммиаку (3,1 млн тонн), -8% по химгрузам (1,75 млн тонн), -25% по нефтепродуктам (450 тыс. тонн) и -5% по маслу (954 тыс. тонн).

Что касается масла, то основное падение «дали» операторы «Рисойл» и Allseeds Black Sea. «Нестабильность на рынке в 2015 году серьезно сказалась на показателях этих компаний. Но благодаря значительному росту у «Дельта Вилмар», учитывая их импорт пальмового масла (включая транзит в РФ), в общем, по маслу мы имеем снижение на лишь 50 тысяч тонн по году», — отметил на недавней пресс-конференции начальник администрации порта «Южный» (Южненского филиала АМПУ) Максим Широков.

Соответствуют данной ситуации и успехи портовых операторов: позитивная динамика наблюдается у группы компаний «ТИС» (руда, зерно, уголь, минудобрения, контейнеры), ГП «МТП Южный» (основная специализация — навалочные грузы, руда, уголь), «Одесский припортовый завод» (аммиак, химгрузы), «Бориваж» (зерновые), «Дельта Вилмар» (масло). Падение — у упомянутых «Рисойл» и Allseeds Black Sea (масло), а также «Терминал Стивидоринг» (нефтепродукты) и некоторых небольших компаний.

К слову, из 14 портовых операторов в Южном 11 — частной формы собственности, они обрабатывают 61% всех грузов порта.

Ложка дегтя в бочке масла

Портовый оператор Allseeds Black Sea — единственный, кто сегодня недоволен условиями работы в порту «Южный» (по крайней мере, публично). Компания, специализирующаяся на закупке семян масличных, их переработке и реализации растительных масел и шротов на внешних рынках, не имеет причала (как и выхода к морской акватории вообще) и осуществляет перевалку собственных грузов через гидротехнические сооружения «ТИС».

Сегодня Allseeds оспаривает решение Визирского сельсовета Коминтерновского района Одесской области о выделении прибрежной земли под причалы компании «Энерго Продукт Лтд». На эту землю претендовала компания Allseeds Black Sea для дальнейшего развития своего инвестпроекта, в том числе, строительства причала. И недавно стало известно, что суд, в связи с предстоящим рассмотрением дела, приостановил действие решения о выделении земли.

Проблема на сегодня не разрешена — и может затянуться, так как, судя по всему, любое решение, которое примет суд, будет оспорено в вышестоящих инстанциях. Впрочем, работе порта в целом она не мешает, и в администрации «Южного» к данному вопросу относятся сдержанно. «Никакого конфликта, с нашей точки зрения, нет. Есть рабочая ситуация. Если компания Allseeds решит все проблемы, которые касаются ее проекта, то мы приветствуем всех инвесторов», — отметил на пресс-конференции начальник администрации порта Максим Широков.

Наполеоновские планы

Планам развития, которые строят в «Южном» на 2016-й и ближайшие несколько лет, позавидует любая другая украинская гавань. Так, в текущем году возобновляется большой проект дноуглубления морского подходного канала до 21 метра, прерванный в 2014 году из-за серьезных колебаний курса национальной валюты, ввиду политико-экономического кризиса в стране. Выполнявшая тогда работы немецкая компания «Мебиус» предпочла отказаться от выполнения своих обязательств по контракту и выплатить неустойки, усматривая еще большие финансовые риски в продолжении работы на украинском рынке.

Сегодня проект дноуглубления морского подходного канала к глубоководным причалам №5-6 прошел корректировку в институте «ЧерноморНИИпроект» и находится на согласовании в центральных органах власти. Портовая администрация ожидает, что уже в текущем году процедура позволит выйти на выбор подрядчика.

«Корректировка проекта состояла в следующем: достигнутые 18,5 метров мы фиксируем, как первый пусковой комплекс. Второй комплекс предусматривает расширение канала со 180 м до 210-230 метров (в разных местах) — для более безопасной проходки «кейпсайзов», а также — углубление с 19 до 20 метров. Третий комплекс — это углубление до 21 метра», — сообщил Максим Широков, отметив, что стоимость проекта составляет около 1 млрд грн, реализация — на протяжении двух лет.

Кроме того, уже в текущем году ожидается начало строительства упомянутого причала №25. С этим также связан проект дноуглубления в сторону причалов «ТИС» (до 19 м). «Там сейчас глубина около одного метра, нам придется вынуть около 4,4 млн кубометров. Выемка по всем этим проектам, учитывая углубление в сторону «ТИС», а также то, что «ТИС» будет делать у своих причалов, составит 13 млн кубометров. Стоимость всех этих работ составит порядка 5,5 млрд грн», — заявил начальник порта.

Еще один большой проект, запланированный в «Южном», — это реконструкция четырех причалов, из которых два — глубоководные (№5-6). При реконструкции глубины будут увеличены до 17-19 метров. К слову, это позволит государственной стивидорной компании ГП «МТП Южный» начать реализацию проекта создания специализированного комплекса по перевалке навалочных грузов в тылу причалов №5-9.

«Мы реализуем эти проекты, чтобы увеличить число обрабатываемых нами «кейпсайзов», и чтобы поставить точку в том, что мы – самая глубоководная гавань в Черноморском бассейне», — подчеркнул Широков.

Ввиду вышесказанного, не стоит удивляться, что план капитальных инвестиций на 2016 год в 18 раз превышает объем соответствующих средств, освоенных годом ранее. Начальник администрации порта поясняет такую разницу тем, что столь значительные деньги теперь запланированы под проекты, которые в минувшем году только разрабатывались (хотя, конечно, не стоит забывать и о том, что, в отличие от нынешней ситуации, правительство достаточно поздно утвердило финпланы для транспортных госпредприятий на 2015 год, что явно «связало руки» в плане освоения средств — Ред.).

54 млн грн, освоенные в качестве капитальных инвестиций в 2015 году, были направлены, в частности, на приобретение новой мусоросжигательной печи и реконструкцию всего мусоросжигательного комплекса. «Тепло от этой печи мы будем подавать на наши здания и сооружения, чтобы отказаться от газового отопления, которое нам предоставляет ОПЗ», — говорит Максим Широков.

Также была произведена модернизация тепловых узлов, реконструкция системы молниезащиты, приобретены новые погрузчики, автотранспорт и т.д.

Из 1 млрд грн, запланированного для освоения в 2016 году, большая часть (порядка 800 млн грн) предусмотрена для начального финансирования упомянутых проектов дноуглубления, реконструкции и строительства причалов. Кроме того, почти 100 млн грн будет стоить приобретение судна-нефтемусоросборщика, который построен на Херсонском судостроительном заводе (входящем в «Смарт Мэритайм Груп»). Также среди ближайших планов — строительство вспомогательного причала базы портофлота для отстоя собственных судов порта, а также флота морской поисково-спасательной службы (проект на 28 млн грн).


Сергей Ляликов, AgroPortal.ua