Sharing economy: готовы ли украинские аграрии делиться?

30 марта 2017, 07:00 3351

Новые технологии правят миром: люди используют Airbnb, чтобы не переплачивать за номера во всемирно известных отелях, отказываются от услуг мобильной связи, используя приложения Facebook и WhatsApp, заказывают водителя такси с самым высоким рейтингом через Uber. Сельское хозяйство тоже идет в ногу с прогрессом.

Уже сегодня агроном с помощью мобильного приложения может выбрать наиболее благоприятный период для внесения СЗР, удобрений, отслеживать погодные условия и состояние сельхозкультур. Но сейчас мы не об этом.

Речь идет о компаниях, которые создают интернет-сервисы для обмена сельхозтехникой в самые активные периоды полевых работ.

В США, например, фирма MachineryLink из Канзас-Сити организовала портал MachineryLink Sharing, на котором фермеры могут заказать необходимую им технику, посмотреть рейтинг собственников этой техники, самим оценить ее качество и сроки доставки. Одно из крупнейших американских изданий — The Washington Post — назвало этот проект «Uber для тракторов». Сейчас платформа имеет более 1200 пользователей и еще больше объявлений о сдаче в аренду тракторов, сеялок и комбайнов. MachineryLink получает 15% от суммы каждой сделки, заключенной через сайт. Ресурс также проверяет страховку сельхозмашины, которую предлагают в использование. После завершения обмена техникой ее собственник и арендатор могут оценить друг друга по пятибалльной шкале. И если рейтинг собственника техники, предоставляющего ее в аренду, около двух балов, он может даже не мечтать, что к нему обратятся с коммерческим предложением.

Явление э не ограничивается одним сервисом в США. Обмениваться сельхозтехникой аграрии могут через ресурс SUFE, представляющий собой партнерство Maine Farmland Trust (MFT) и Ассоциации органических фермеров и садоводов (The Maine Organic Farmers and Gardeners Association). Участие в платформе стоит $100 в год. Технику занимают у больших, чтобы помочь мелким. Участники программы обмена техникой могут быть оштрафованы за несвоевременную оплату, а также обязаны возместить определенную сумму, если вернут технику не в том виде, в котором взяли.

Субаренда агротехники становится целой культурой не только в США, но и в Европе. В Дании существует сервис FarmBackup, созданный братьями Кнудсенами. Они считают, что их идея заключается в помощи фермерам эффективно использовать свои ресурсы и иметь дополнительный заработок. Датская платформа позволяет нанимать квалифицированных водителей на тракторы или комбайны.

Украина хоть и отстает от ЕС и США по уровню технологизации, но все же пытается идти в этом направлении. С февраля 2017 г. у нас стартовал сервис «Агрокраїна», где фермеры могут взять в аренду технику или, наоборот, сдать ее.

«Этот стартап призван объединить собственника техники и того, кто в ней остро нуждается, так, как BlaBlaCar объединяет водителя и попутчика», — рассказывает AgroPortal.ua сооснователь проекта и его разработчик Виталий Нагорнюк. По его словам, сейчас на сайте зарегистрировано около 25 участников. «Фермеры у нас не настолько компьютеризованы, как за границей. Наши менеджеры позвонили с предложением 80 фермерам, и только 20 согласились принять участие в проекте. Нужно приучать людей к работе с IT-технологиями», — говорит он.

По словам Виталия Нагорнюка, стартап автоматически объединяет объявления по разным параметрам, и фермеры оперативно находят друг друга: для техники это будет подходящая работа, а для работы на поле — нужная техника.

AgroPortal.ua расспросил участников рынка и экспертов о перспективах развития направления sharing economy в Украине.

Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Иван Томич называет идею обмена техникой между украинскими аграриями не новой. «В начале 90-х годов фермерские хозяйства сделали первые шаги и начали друг друга поддерживать и обмениваться техникой: у кого-то был культиватор, у кого-то сеялка или плуг. Так начала развиваться кооперация», — отметил он.

По его словам, обмениваться техникой интересно только мелким хозяйствам, поскольку они имеют изношенную технику преимущественно отечественного производства, а услуги по обмену ею не будут дорогими.

«Кооперации между холдингом и фермером в этом вопросе достичь практически нельзя, поскольку у больших хозяйств потребности закрываются их собственными дорогими машинами», — резюмирует Иван Томич.

Его мнение разделяет и экономист Андрей Новак. По словам эксперта, мелкие и средние фермеры сейчас экономят и думают о снижении себестоимости производимой продукции. Сервис по обмену техникой в период весенне- и осенне-полевых работ был бы очень кстати, говорит он.

Однако сами производители не настолько оптимистичны.

Скептически относится к идее стартапов по обмену техникой владелец семейного хозяйства в Волынской области Александр Безух. «Мое мнение — лучше иметь свою технику, потому что с арендованной могут быть задержки в поставке, а в производственном цикле это катастрофа», — считает он. Собственник предприятия «АгроМарс» Александр Денисов, в свою очередь, заявляет, что большинство украинцев не умеет беречь чужое имущество, а многим фермерам сельхозтехника достается тяжелым трудом, затраты на амортизацию очень высокие. «Я считаю, что это провальная идея, новую технику никто сдавать не будет», — резюмирует фермер.

Обмен техникой становится особо актуальным в период уборки кукурузы и обработки полей СЗР.

«В прошлом году у нас были трудности с внесением СЗР. Нужно было обеспечить их внесение на четырех участках, а техники было всего на два, и мы обращались к своим соседям за помощью на условиях оплаты услуг», — уточняет главный экономист ООО «Агрофирма «Песчанское» Дмитрий Буханько.

«В Украине только прогрессивные фермеры могут зарегистрировать технику на сайте, но в основном они не понимают, как это сделать, с ними нужно точечно работать, тогда проект будет масштабироваться», — отмечает директор компании «Агродар ЛТД» Роман Лещенко.

По его словам, нужно, как минимум, поработать с управлениями сельского хозяйства в регионах, провести там учебные семинары, потому что «в мелких хозяйствах функцию айтишника выполняет Мария Степановна, главный бухгалтер».

Роман Лещенко считает, что особенно востребованными в отечественном АПК являются самоходные опрыскиватели и комбайны, поэтому развитие и популяризация такого явления, как sharing economy, были бы полезны и для крупных компаний, ведь они сеют много кукурузы, надеясь на долгую и теплую осень, но не всегда погодные условия позволяют убирать ее вовремя.

Управляющий партнер лизинговой компании «ЭСКА Капитал» Сергей Васьков уверен, что в Украине сервис по обмену сельхозтехникой между фермерами внедрить будет очень сложно.

«Первая проблема — фермерские хозяйства разбросаны по разным регионам Украины, транспортировка комбайнов обходится очень дорого. Фермер с Днепропетровской области не будет везти технику во Львовскую область. Еще один вопрос: кто будет нести ответственность за поломанную технику? Какой будет система страхования техники, подлежащей обмену? Фермеры, которые пользовались аналогичными сервисами в США, жаловались на несвоевременные поставки сельхозтехники, а урожай ведь должен быть убран вовремя», — говорит он.

По его словам, есть и определенный украинский менталитет в вопросе machinery sharing.

«Фермеры к технике относятся, как к своему ребенку. Она должна всегда быть в форме, чтобы вовремя выйти на поле. Uber, например, который считаю аналогом сервиса по обмену сельхозтехникой, имеет профессиональных водителей, которые умеют пользоваться своими машинами, но я не уверен, что в Украине такая возможность будет у сервисов по обмену агротехникой. Пока Uber остается убыточным и понемногу начинает разочаровывать инвесторов. Поэтому не очень разумно пытаться скопировать бизнес-модель, которая пока сама имеет неясные перспективы», — рассуждает эксперт.

Пока же в Украине система обмена техникой работает, как сарафанное радио, а в США и Европе это уже целая субкультура, основанная на услугах сдачи техники в аренду. Водители живут в вагончиках, ездят на технике John Deere или CLAAS и зарабатывают на уборке чужого урожая.


Оксана Пирожок, AgroPortal.ua