Для старта улиточного бизнеса понадобится €15 тыс. и надежный источник знаний

03 декабря 2019, 06:32 13638

Улиточные фермы в Украине начали появляться лишь несколько лет назад, и вот уже сейчас их насчитывается свыше 500 — маленьких и больших с собственной переработкой и экспортом за рубеж.

Продают улиток украинские фермеры преимущественно в Европейский союз. Это основная возможность заработать, ведь культура потребления такой продукции на внутреннем рынке чрезвычайно низкая, и больших надежд на ее улучшение производители пока не полагают.

Однако уже столь активный экспорт дает возможность прогнозировать, что количество улиточных ферм в Украине будет расти. Как минимум до 1500, а то и 3000, считает сооснователь фермерского хозяйства «РАВЛИК-2016» и перерабатывающего предприятия Ukrainian Snail Holding Сергей Данилейко.

За последние годы его компания помогла открыть 81 ферму по выращиванию моллюсков и работает над запуском еще 30-ти в 2020-м. Также «РАВЛИК-2016» продал первую в Украине франшизу на улиточную ферму мощностью производства 50 т в год.

Своими наблюдениями, советами для начинающих, а также ожиданиями от дальнейшего развития рынка он поделился с AgroPortal.ua.

Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook
Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook

Учиться на ошибках либо покупать знания

«Самые главные трудности, с которыми сталкиваются молодые фермеры на старте улиточного бизнеса, — это то, что им дали неправильную информацию по технологии выращивания», — рассказывает Сергей Данилейко.

На его взгляд, за знаниями следует обращаться к специалистам, которые пришли в этот бизнес лет 6-10 назад и успели на практике отработать все тонкости нишевого производства.

«Я занимаюсь шестой сезон и сейчас делаю все противоположно тому, что раньше. А на пятый сезон я делал противоположно четвертому. Выращивание улиток — это опыт, который можно приобрести либо за счет потраченного времени, либо за деньги», — говорит он.

Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook
Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook

Вместе с тем, сейчас появилось много начинающих улитководов, которые после года-двух в бизнесе начинают учить других. В результате у некоторых не получается, кто-то разочаровывается и бросает это занятие.

«Мы начали проводить обучение на четвертый год своей работы и подходили к этому очень взвешенно, боясь дать некорректную информацию», — добавляет предприниматель.

С чего начать

Минимальные инвестиции в улиточный бизнес Сергей Данилейко оценивает на уровне €15 тыс.

В первый год за счет вложений фермер покупает основные средства, строит базу по репродукции, выращиванию моллюсков.

На второй и последующий годы основными затратами будет заработная плата и корм для улиток. На их долю придется 25-30% в общей структуре расходов.

«Самый тяжелый этап — три месяца репродукции, когда неопытный фермер берет икру у улитки. Это очень ответственное время, когда можно допустить больше всего ошибок», — говорит специалист.

Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook
Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook

К слову, сам «РАВЛИК-2016» вернул инвестиции в производство за сезон. Сейчас прибыль фермы выросла на 300-400%.

Неулиточные темпы

«Когда я начинал 5 лет назад, то был один. На второй год нас было уже семеро, на третий — около 40 фермеров. На четвертый год количество ферм выросло под 100, сейчас их насчитывается примерно пять сотен», — говорит Сергей Данилейко.

Очень подогрели интерес к этому бизнесу СМИ. После публикаций о том, что экспорт улиток из Украины превысил экспорт сала, многие начали присматриваться к этой нише и пробовать свои силы.

«В этом нет ничего плохого, ведь рынок еще далек от насыщения. Пока количество улиточных ферм не достигнет 3000, сегмент не прекратит свой рост», — считает Сергей Данилейко.

На глобальном рынке улитки сейчас наблюдается дефицит. Хотя количество ферм в том же Евросоюзе довольно высокое — до 3 тыс., а по неофициальным данным, и до 10 тыс. ферм в каждой стране.

Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook
Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook

Сергей Данилейко рассказывает, что частично улиточный бизнес в ЕС находится в тени. «Это занятие для ленивого семьянина, который растит улиток на своих нескольких сотках, но не регистрирует его. Но это тоже считается фермой», — говорит он.

К примеру, в Польше количество улиточных ферм находится на уровне 1000. Вероятно, что на самом деле их больше — порядка 2 или 3 тыс. В Испании официально 2500 ферм, а во Франции — 3000.

Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook
Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook

Улитки — это целая культура

За последние 10 лет прирост потребления улитки в Италии составил 325%. И это только в одной стране. В Испании в 2017 г. ежегодное потребление составляло 400 грамм на душу населения.

В Украине на формирование спроса уйдут долгие годы. «Наши потребители морально не готовы и близко употреблять улитки. Исключение составляет только молодое поколение до 30 лет, — говорит Сергей Данилейко. — Потребители от 30 до 40 готовы попробовать, до 50 — возможно готовы попробовать».

Поэтому, считает производитель, Украине понадобится 20-30 лет, чтобы добиться какого-то минимального уровня потребления. Самый оптимистичный сценарий — 10.

Вместе с тем, приготовление и потребление улитки в мире — это целая культура. Везде к этому подходят по-разному. Где-то улиток морозят и запекают в духовке. Где-то варят в огромном чане на фестивалях. Где-то потребляют каждый день как закуску к пиву или вину. Где-то варят суп или консервируют в банки. А во Франции учат потреблять моллюски как элемент здорового питания, начиная с детского сада.

Переработка — убыточна

Все, что производит «РАВЛИК-2016», идет на продажу как маточное стадо, в небольших объемах поступает на переработку, а теперь еще и экспортируется.

Однако переработка, по словам Данилейко, скорее, имиджевый элемент. Этот сегмент дотируется, как бизнес он убыточен.

Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook
Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook

По итогам 2019 г. производство улиток составило примерно 40 т, говорит он. Еще обеспечили 100 т молодняка (объем молодняка считается в тоннах выращенной будущей продукции — Ред.), из которых половину продали клиентам и столько же высадили в поля.

Для сравнения, в прошлом году молодняка получили 65 т, из которых 20 т хозяйство продало клиентам.

«На следующий год тоже планируем увеличить объем. Возьмем примерно 200 т молодняка, из которых 140 планируем продать клиентам и 60 — высадить на поля», — добавляет он.

Новые склады — новые рынки

Для сбыта улитки на экспорт компания открывает собственные склады в европейских странах. Один из таких расположен в Испании под Барселоной. Также идут переговоры об открытии складов в Италии и Португалии.

«Как только открываем склад, заключаем сами с собой контракт, грузим машину, везем на собственный склад и там уже продаем», — рассказывает Сергей Данилейко.

Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook
Источник фото: РАВЛИК-2016 // Facebook

«Новые склады — это новые рынки, ведь именно там ждут нашу продукцию», — добавляет он.


Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua