Продукты с добавленной стоимостью: как небольшому предприятию зайти в переработку

25 августа 2020, 06:38 3992

Компания «Стодола» в этом году планирует получить органическую сертификацию не только на овощи, но и на 60 позиций готовых органических продуктов. В компании убеждены, что этот шаг позволит потребителям покупать экологически чистые, артизанальные и, главное, вкусные продукты питания.

ООО «Стодола» уже третий год сертифицирует землю и выращивание органических овощей, но произведенную консервированную продукцию до сих пор продавали как обычную, так как не сертифицировали переработку. В этом году компания запускает новое производство и сертифицирует его по всем органическим нормам. В перечне около 60 позиций продукции в различных категориях: традиционные соленья, консервированные закуски, ферментированные овощи, напитки на базе соков с мякотью, плодоовощное пюре с добавлением суперфудов (амарант, чиа), джемы, овощные снеки, томатные соусы и готовые супы.

«Определили для себя органическое производство приоритетом, потому что, во-первых, с точки зрения бизнес-философии нам ближе изготавливать высококачественный и натуральный продукт, пусть дороже и тяжелее в производстве. Во-вторых, проанализировав рынок премиум-продукции, на котором мы начали работать, поняли, что именно наличие органической сертификации сделает нас более конкурентными среди других производителей, которые позиционируют себя как премиальные. И в-третьих, с органическим продуктом легче выходить на прямые экспортные продажи, не имея сверхбольших объемов», — рассказывает директор ООО «Стодола» Ян Островский.

Цена переработки — от 5 млн грн

По словам Яна Островского, небольшим производителям наиболее сложно приходится при переходе на органическое производство, ведь в этот период они уже должны платить за сертификацию и одновременно продавать продукцию, которая в себестоимости уже дороже, по обычным ценам. Например, для компании «Стодола» было бы интересно в период запуска переработки получить льготное кредитование на закупку оборудования для переработки продукции.

«Сейчас мы делаем это сами, что замедляет наш рост. Если бы была возможность получить дешевые деньги, это стимулировало и ускорило бы наше развитие», — отмечает Ян Островский.

Он отмечает, что переработка бывает разная и по объему, и по глубине: одно дело — в крафтовых условиях сварить 200 кг соуса, другое — перерабатывать 5 тонн в час.

Ян Островский рассказывает, что если запускать переработку хотя бы на 1-2 тонны в час, то с нуля — без помещения и коммуникаций — без 5 млн грн не стоит даже начинать дело.

«Но это все условно, конечно. Можно построить цех по всем современным нормам HACCP, купить автоматические новые линии переработки. И это будет при той же мощности в 10-20 раз дороже подкрашенного бывшего цеха пищевого производства с купленным б/у советским оборудованием», — рассказывает Ян Островский.

Итальянские томаты для украинских соусов

Среди разнообразия ассортимента продукции «Стодола» стоит отметить производство линейки соусов из органических томатов итальянских сортов San Marzano и Roma. Компания заложила поле по итальянской технологии выращивания томатов на переработку. Как отмечает Ян Островский, для Николаевщины томат — подходящий овощ, и эта технология разработана специально для того, чтобы выходить с этим продуктом на экспорт.

Еще одной особенностью продукции от «Стодола» является то, что супердринки из чрезвычайно полезных овощей вроде брокколи, фенхеля, мангольда, кейли и шпината, ягод и семян будут комплектоваться биосоломинкой из камыша.

Кстати, компания на данный момент участвует в проекте «Бизнес-трамплин» от Visa и ROZETKA, и выигрыш поможет предприятию оптимизировать процесс упаковки и позволит отказаться от пластика.

Что касается производства, то в компании планируют параллельное развитие — как расширение земельного банка, так и закупки сырья у фермеров. По словам Яна Островского, это позволит максимально диверсифицировать сырьевую базу. Все ингредиенты, которые «Стодола» не может выращивать (например, ягоды), завозит от производителей из других областей, а органические специи — из Польши.

«Планируем перерабатывать примерно 50/50 собственного сырья и стороннего. В тоннах сказать трудно, потому что еще не понимаем четко, на какую мощность выйдем в ближайшие годы после инвестиций во всё необходимое оборудование», — отмечает Ян Островский.

Относительно экспорта, то по результатам участия компании в трех международных выставках, уже есть четкое понимание ключевых запросов рынков. Поэтому в нынешнем году в планах «Стодолы» сделать тестовые отправки байерам в страны, на которые они нацелены для экспорта своей продукции.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua