Накануне этого юбилея AgroPortal.ua пообщался с сооснователем и руководителем компании Глебом Моисеевым.
Глеб, прежде всего, поздравляем вас с праздником! Расскажите, как вы начинали свой бизнес, какая идея была заложена в основу? Что хотели предложить агрорынку?
Глеб Моисеев: До момента основания компании я уже 7 лет отработал в агросекторе. Мой путь начался еще на первом курсе университета рядовым инженером-конструктором в украинской компании, которая занималась производством почвообрабатывающей техники и тракторов. Там я проработал два года и перешел в компанию, которая и по сегодняшний день является одним из крупнейших импортеров сельхозтехники, на должность продакт-менеджера одного из направлений.
Проработав пять лет, я понял, что мне становится скучно, и пора кардинально что-то менять, к тому же я планировал жениться и создать семью, сами понимаете — новая ответственность. В этот момент в моей жизни, кроме будущей жены, появились и будущие бизнес-партнеры, они-то и предложили создать компанию по модели одного из успешных бизнесов в Австралии.
Идея заключалась в том, чтобы продавать распылители для опрыскивателей и предоставлять услуги по их диагностике с постепенным открытием так называемых Spray SHOP в каждом районном центре Украины. Что-то похожее было у компании «Агро-Союз», магазины котороймы видели в каждом селе. Главное, чего мы хотели этим добиться — повысить культуру опрыскивания в нашей стране, чтобы фермер использовал качественные распылители, которые бы максимально эффективно работали, тем самым уменьшая себестоимость производимой продукции.
Вроде все было понятно и даже интересно, но нюанс заключался в том, что на тот момент я вообще ничего не понимал в торговле запчастями, а тем более не разбирался в процессах,связанных с опрыскиванием и агрономией. Но поскольку желание что-то кардинально поменять в своей жизни, кроме холостяцкого положения, было сильнее страха, что ничего не получится, то я рискнул и ушел на вольные хлеба.
Спустя 10 лет делаю вывод, что все было сделано не зря.
К чему пришли сегодня? Что произошло за эти 10 лет важного в компании Spray Agro?
Глеб Моисеев: Наверно, ключевым было то, что мы практически сразу отказались от концепции развития розничной сети по регионам и сконцентрировались на оптовой торговле и развитии региональных представительств.
Важным считаю тот факт, что мы сконцентрировались на одном направлении, подобрали портфель брендов, которые будем представлять, и начали развивать свою экспертность именно в оборудовании, связанном с приготовлением, транспортировкой и внесением СЗР и жидких удобрений. То есть мы не стали распыляться и остановились на распылителях :)
Сейчас мы понимаем, что это направление было выбрано правильно: есть огромный спрос, и мы полностью своими силами можем закрыть все вопросы, начиная от производства смесительных станций до комплексных систем по дифференцированному внесению этих самых СЗР или жидких удобрений.
Приятно осознавать, что за 10 лет мы выросли от компании из 2-х человек и офисом-складом в комнате 13 м2 до серьезного игрока на рынке со складскими мощностями более 1000 м2, и это только на центральном складе.
В чем польза продуктов, которые вы предлагаете сельскохозяйственному рынку Украины?
Глеб Моисеев: Пользы много, и она бесспорна! Все продукты и решения, которые мы предлагаем, помогают фермеру уменьшить себестоимость производимой продукции за счет максимально эффективного использования СЗР и удобрений.
Например, растворный узел помогает максимально качественно смешать препараты и оперативно заправить опрыскиватель за 5 минут, что крайне важно, когда погода дает «окно»для внесения СЗР, либо подбор правильных распылителей уменьшает снос в ветреную погоду и позволяет добиться максимального покрытия при более высоких скоростях внесения.
Если же углубиться в модное сейчас точное земледелие то, например, можно оборудовать опрыскиватель системой широкоимпульсной модуляции, что позволяет в процессе внесения без замены распылителей менять размер капель, при этом скорость и давление в системе не будут меняться. Можно продолжать долго, и это лишь небольшая часть выгод, которые получает производитель, начиная сотрудничество с нашей компанией. Поэтому всех всегда с удовольствием приглашаю к сотрудничеству.
В чем уникальность вашего сервиса, как бы вы могли это отметить? Какую дополнительную ценность приобретает фермер, сотрудничая с вашей компанией?
Глеб Моисеев: Как мне кажется, мы очень гибкие и в первую очередь пытаемся удовлетворить потребности каждого конкретного клиента за счет индивидуальных, а не стандартных решений. Может, это звучит банально, но мы действительно делаем, а не просто декларируем.
У нас огромный ассортимент, и наличие продукции на складах мы гарантируем. Еще немаловажно, то что все, что мы делаем, мы делаем мегаоперативно, а это очень важно в сезон, где регулярно есть потребность на позавчера. Все, кто работает на агрорынке, это знают.
Вы являетесь дилерами/представителями крупных международных компаний. Какие есть особенности сотрудничества с иностранными производителями?
Глеб Моисеев: Не у всех производителей есть четко выработанная дилерская политика, многие считают, что чем больше компаний будет представлять их продукцию в Украине, тем лучше это будет для них, но как показало время, это далеко не так!
Намного результативнее — это несколько представителей, но которые будут со своим складом, а не просто продавать воздух. Но рано или поздно иностранные производители приходят к данной схеме, что не может не радовать.
Также одна из особенностей больших международных компаний — это бюрократия, она приводит к долгому процессу согласования, подписанию невероятного количества различных документов для импорта продукции, что в свою очередь очень сказывается на сроках поставок.
Поэтому мне больше нравится сотрудничать с небольшими семейными бизнесами в Европе. Уних все четко и быстро, и самое главное — продукция не уступает по качеству, а временами и лучше, чем у их «старших братьев».
Расскажите о взлетах и падениях.
Глеб Моисеев: Первое, что приходит в голову по поводу успехов, — это первый большой выигранный тендер. Если не ошибаюсь, он был на поставку 30 тыс. шт. распылителей на одно предприятие. Год был 2015-й, и для нас это было очень значимо, так как в то время мы продавали всего около 150 тыс. шт. в год.
А вот из неудач сразу в голову ничего не приходит, как минимум, не было чего-то такого, что могло бы повлиять на наше развитие и репутацию. Безусловно, были проблемы и сложности, но мы всегда находили выход, и наш клиент оставался доволен сотрудничеством.
Давайте вспомним уникальные случаи или просто смешные, которые происходили за эти 10 лет.
Глеб Моисеев: Сейчас у меня вызывает улыбку и приятные воспоминания мой первый выезд на диагностику распылителей. Это был конец февраля — начало марта 2012 года.
Я договорился с одним крупным предприятием, что приеду и сделаю бесплатную диагностику их распылителей. Мне казалось, что в этом процессе нет ничего сложного, и я быстро управлюсь, но приехав на место, я понял, что ошибся. Мне выдали несколько тысяч грязных от химии распылителей, провели в неотапливаемое помещение, где температура была чуть больше нуля градусов. Ну что ж, пришлось заниматься. Хотя это полностью расходилось с моим представлением о правильных условиях диагностики. Вместо запланированного одного дня мне потребовалось три, чтобы ее закончить. Кстати, в помощь мне даже выделили одного из сотрудников (видимо, на третий день всем стало меня жаль). С этим предприятием мы до сих пор поддерживаем теплые дружеские и партнерские отношения.
В последствии мы провели сотни разных диагностик, но спустя 10 лет именно эта первая мне так запомнилась.
Какой вы руководитель, как вы думаете? Какие ценности внедряете в команде?
Глеб Моисеев: Тяжело отвечать на вопросы про себя, думаю, лучше всего оценку могут дать мои сотрудники и клиенты, которые сотрудничают с нами.
Относительно ценностей — тут все просто, для меня в первую очередь важны честность, порядочность и готовность прийти на помощь друг другу. Также очень важно, чтобы сотрудники шли на работу с желанием и горящими глазами, и их труд и достигнутые результаты щедро вознаграждались.
Одним из примеров того, насколько нам удалось внедрить эти ценности в жизнь, является абсолютное отсутствие текучки кадров. Все сотрудники ценят свою работу и коллектив, что очень мотивирует и команду, и меня, как руководителя, двигаться вперед и развиваться.
Есть ли масштабные планы развития бизнеса, которыми можете поделиться с нашими читателями?
Глеб Моисеев: В планах на ближайшие 3-5 лет — становиться как можно ближе к нашим потребителям, иметь склад в каждом областном центре. На данный момент мы имеем только 7 региональных складов, которые покрывают всю территорию нашей огромной страны.
Уверен, что есть еще очень много сельхозпроизводителей, которые не слышали и не видели нас. Также у нас глобальные планы по развитию сервисной службы, поскольку сезон в этом году показал, что пиковый спрос намного превышал наши возможности, и нам приходилось отказываться от множества интересных нестандартных задач.
Что вас вдохновляет, что мотивирует?
Глеб Моисеев: Меня очень вдохновляет то, какими темпами развивается наш аграрный сектор в Украине. Все процессы оцифровываются, автоматизируются — мне это очень импонирует и служит основной мотивацией не останавливаться, а учиться, развиваться и двигаться вперед вместе с нашими аграриями.
Чем вы гордитесь?
Глеб Моисеев: Если говорить непосредственно о бизнесе, то моя гордость — команда. Мои люди, с которыми хочется покорять новые вершины, за которых не стыдно и можно на них положиться. Если говорить обо мне лично, то я очень рад тому, что удалось найти баланс между работой, семьей и своими увлечениями, а их достаточно много.
Получилось выстроить бизнес так, что одно другому не мешает, а только помогает и дополняет.
Оглядываясь назад, есть что-то, что бы вы сделали по-другому в плане бизнеса?
Глеб Моисеев: Я давно перестал оглядываться назад и сожалеть о чем-либо, что было ранее. Наверняка, что-то можно было сделать по-другому, но не факт, что это бы изменило бизнес в лучшую сторону. Я живу сегодняшним днем и смотрю только вперед, чего и всем желаю.
Ульяна Куликова для AgroPortal.ua