Кадровый министерский голод, или Кто формирует аграрную политику Украины?

17 ноября 2017, 07:00 5971

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины объявило первых победителей конкурса на занятие вакантных должностей по вопросам реформ.

О том, как проходит конкурс, AgroPortal.ua поговорил с генеральным директором ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Тарасом Высоцким, который выбирал среди кандидатов на должности генерального директора, государственного эксперта стратегического планирования в Директорат безопасности и качества пищевой продукции и Директорат стратегического планирования и евроинтеграции.

Тарас, существует ли какая-то процедура отбора?

Тарас Высоцкий: Процедура отбора четко прописана и имеет несколько этапов. Все претенденты выполняют ряд задач на определение уровня профессиональных знаний и компетенции, среди которых — тест и письменное задание, финальный этап — это устное собеседование. На каждый последующий этап, как показала практика, проходит меньше участников.

Какую роль играет комиссия, кто входит в ее состав и какие обязанности каждого из членов?

Тарас Высоцкий: Представители комиссии на тестовых и письменных заданиях выполняют функцию наблюдателей, поскольку претенденты должны отвечать на вопросы самостоятельно. Кроме того, весь состав комиссии проверяет и оценивает письменные работы и непосредственно проводит собеседования.

Большинство членов комиссии — это работники министерства и приглашенные эксперты из отрасли. Каждое направление представляют определенные эксперты, однако иногда специалистов мало. Например, в составе комиссии Директората безопасности и качества пищевой продукции должен было быть, как минимум, один эксперт по каждому из направлений: безопасность пищевых продуктов и ветеринарная медицина, фитосанитария, Госсанэпиднадзора и защита прав потребителей. Ведь это огромный сектор.

Собственно, по каким критериям выбираются кандидаты?

Тарас Высоцкий: Министерством четко прописана методология, и мы руководствуемся ею как основой для принятии решений. Преимущественно действует трехбалльная система оценивания, при которой 0 баллов получают кандидаты, которые вообще не отвечают критериям, 1 балл — если кандидат соответствует минимальным ожиданиям, и 2 балла — в случае, если он имеет все необходимые навыки и знания.

При оценке работ было большое разочарование. Учитывая то, что люди прошли тестирование на компьютере, за 90% письменных работ следовало ставить 0 баллов. На устном собеседовании — похожая ситуация. Хотелось, чтобы это был конкурс лучших, а не наоборот, потому что на эти должности приходят люди, которые будут формировать аграрную политику страны.

Сколько кандидатов проходят на устное собеседования, и какие ваши личные впечатления от конкурса?

Тарас Высоцкий: В зависимости от направления, заявки подавали более 100 участников. Впрочем, как показала практика, до последнего заключительного этапа доходит один кандидат. Комиссия не имела возможности сравнивать претендентов на должность, не было конкуренции. Настораживает ситуация, когда нужно принимать решение о назначении кандидата на такие важные должности, пообщавшись только с одним человеком.

Что касается Директората по евроинтеграции, здесь конкурс не состоялся, поскольку к устному собеседованию прошел один кандидат, который в конце концов не появился. Это значит, что мы должны начинать отбор сначала, а это требует времени. На этот Директорат будет возложена функция формирования и выполнения политики, написание и обсуждение всех нормативно-правовых актов в соответствии с обязательствами Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС, где мы и так уже не успеваем по графику.

Решение надо было принимать еще вчера, а у нас даже не состоялся конкурс. Это натолкнуло меня на мысль, что, возможно, стоит пересмотреть сам метод отбора. В одном случае нам не дают альтернативы, в другом — кандидат не явился. Это свидетельствует о том, что, скорее всего, есть определенные недоработки в системе, которые не позволяют запустить функционал новых директоратов.

Каким вы видите идеального государственного работника?

Тарас Высоцкий: Однозначно это должен быть опытный специалист. Мы выбираем не просто рядового госслужащего-исполнителя. Мы выбираем экспертов, руководителей экспертных групп и глав директоратов, которые должны формировать векторы, иметь видение и уметь обосновать важность этого видения для государства. Это не просто государственный служащий. Люди, которых мы выбираем, должны осуществлять очень важную миссию, а не просто качественно выполнять свою работу. К профессионализму должны прилагаться лидерские качества, коммуникабельность, умение правильно позиционировать свое видение и работу директората, более широко ориентироваться в секторе и смежных отраслях.

Обязательно ли аграрное образование?

Тарас Высоцкий: В зависимости от направления существуют требования по специализированному образованию. Если мы говорим про Директорате по безопасности, много знаний можно получить, имея только профессиональный опыт в этой сфере. В рамках евроинтеграции должно быть юридическое или экономическое образование, надо понимать базовые вещи: методологические подходы, инструменты анализа. Я обращаю внимание на профессиональную подготовку кандидата и умения. Остальное — это внутренние регламенты, которые можно быстро освоить. Сейчас у меня складывается впечатление, что люди не понимают, что они должны делать на должности.

А как насчет практического опыта?

Тарас Высоцкий: С письменных работ четко видно, где у кандидата имеется практический опыт. Очевидно, что людей из бизнеса трудно мотивировать идти работать к госслужбе. Я считаю, лучшими кандидатами на эти вакансии могли быть люди, которые имеют большой опыт в бизнесе, или те, которые занимались похожей деятельностью в госслужбе. Соответственно, возникает вопрос: почему нет массовой подачи заявок на этот конкурс от действующих работников министерства, хотя каждый из них имеет на это право? Сейчас складывается впечатление, что первоочередной мотивацией кандидатов были высокая заработная плата и классический подход: «А вдруг повезет?».

Какой метод, по вашему мнению, более эффективный?

Тарас Высоцкий: На самом деле методология правильная. Как по мне, стоит провести основательную информационную кампанию среди целевых групп, чтобы убедить людей, что это стоит их времени. Если не будет из кого выбирать, то начнется бесконечный процесс. Тогда возникает вопрос: кто сдастся первым — члены комиссии или кандидаты перестанут подаваться. Конечно, мы не должны вести кого-то за руку, потому что здесь элемент несправедливости, вместо этого нужно провести работу с ассоциациями и бизнес-средой.

Сейчас распространяется много слухов о том, что такие конкурсы непрозрачны. Что вы скажете по этому поводу?

Тарас Высоцкий: Я не заметил никаких возможностей для злоупотреблений. Во время выполнения письменных заданий и устных собеседований ведется видеофиксация. Записи можно послушать и понять, почему были поставлены нули или другие оценки. Каждый член комиссии абсолютно независим и способен сам сформировать свое мнение. Все работы анонимные, поэтому я не знаю, чьи работы проверяю.


Для справки: в рамках реформы государственного управления в министерствах, участвующих в проекте, будут созданы новые функциональные подразделения — Директораты, которые будут отвечать за формирование государственной политики и стратегическое планирование. Цель реформы государственного управления — повышение качества государственной службы и публичной администрации в Украине в целом, и в частности, из-за фокусировки министерств на своей главной функции — формировании государственной политики — и значительное усиление кадрового состава государственной службы.


Алла Стрижеус, AgroPortal.ua