Как России выйти из кризиса перепроизводства зерна

21 апреля 2018, 07:51 2846

Кто «разрулит» кризис перепроизводства зерна, в который попадает последние урожайные годы Россия, — бизнес или государство? С этим вопросом AgroPortal.ua эксклюзивно обратился к генеральному директору Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрию Рылько*.

Российский зерновой союз называет ситуацию на рынке зерновых в России классическим кризисом перепроизводства. Рекордные урожаи обвалили внутренние цены из-за чего фермеры теряют прибыль, а следовательно и возможность обновлять технику, внедрять новые технологии. Как выходить из этой ситуации?  

Дмитрий Рылько: Мы из нее пока окончательно не вышли, процесс продолжается. Перепроизводство можно преодолевать двумя возможными способами: либо ограничивать производство, либо увеличивать экспорт. Производство не сокращается.

Как ситуация сказывается на фермерах?

Дмитрий Рылько: Их маржа, безусловно, уменьшилась в прошлом сезоне. Теперь выравнивается и все равно выше, чем в предыдущие годы. 

Урожаи последних 2-х лет действительно были колоссальными во всех ключевых регионах европейской части. На нынешний сезон прогнозы тоже оптимистичны.

Прибавка урожая должна ориентироваться на экспорт. На сегодняшний день мы уже экспортировали 44 млн тонн всех зерновых, включая бобовые. Думаю, выйдем на 51 млн тонн зернового экспорта. 

Все внимание было сосредоточено именно на резком увеличении экспорта и развития соответствующей инфраструктуры. 

Какие изменения в инфраструктуре вы имеете в виду?

Дмитрий Рылько: У нас постоянно из года в год добавляются мощности складов, элеваторов — в большинстве регионов и в портах. Большие инвестиции сейчас пойдут для новых вагонов и барж.

В течение сезона запущено 3 тыс. дополнительных вагонов. Часть из них пришла из сектора удобрений, а часть — новые, вмещающие 75 тонн вместо 65.

Экспортеры выискивают и другие дополнительные возможности. Например, появилась новая технология — зерновые экспрессы.

Что она собой представляет?

Дмитрий Рылько: Из нескольких соседних региональных элеваторов свозится зерно на 1 станцию, вагоны загружаются и уходят как квази-шаттлы на экспортный рынок.

Это, по моему мнению, наиболее реалистичное развитие для российской железной дороги. Потому что европейская, западная система вряд ли скоро у нас воплотится, по разным причинам. 

Результат есть, железная дорога ежемесячно добавляет в объемах обслуживания экспорта. Здесь, кстати, огромной является роль надлежащей координации между участниками рынка. Сейчас она неплохая, я сам был на регулярных мобильных совещаниях, где проблема, скажем, какого-то отдаленного элеватора совместно решается в течение нескольких минут. Считаю, значение такой координации трудно переоценить.

Государство участвует в инвестировании?

Дмитрий Рылько: Нет, финансы идут исключительно от частного бизнеса. Государство может помочь разве что в субсидированных кредитах, и то очень редко.

А вот в вопросе выравнивания условий конкуренции между сельхозпроизводителями различных регионов государство может помочь действенно.

Как именно?

Дмитрий Рылько: Агросектор дожал, и в конце 2017 года вышло специальное постановление, по которому введена новая программа, направленная на выравнивание условий продаж для сельхозтоваропроизводителей, расположенных в отдаленных регионах. Теперь они могут продать свое зерно по более высоким ценам, ближе к экспортному паритету. В постановлении указан определенный минимум. Если покупатель забирает зерно у производителя по цене, выше этого предела, то получает возможность так называемого нулевого тарифа доставки зерна до конечной точки, как правило, в порт.

Что означает этот нулевой тариф?

Дмитрий Рылько: Он покрывает движение именно зерна в одну сторону, в порт. Другие расходы (стоимость вагона, станционные услуги и частные форварды) остаются на покупателе. Но все равно очень выгодно. К примеру, если стоимость транспортировки вагона зерна из Омска в Новороссийск — 2,5 тыс. рублей, то 1 тыс. рублей закрывает такая схема.

По факту видим, что цены, которые резко падали в отдаленных регионах, благодаря новой программе существенно выросли буквально за 2 месяца.

Регионы, которые удалены от портовой инфраструктуры и имеют длинное логистическое плечо, государство должно субсидировать.

Спасибо за уделенное время.


Известный эксперт участвовал в ХV Юбилейной Международной конференции «Зерно Причерноморья-2018», которая 18-19 апреля проходила в Киеве.


Ирина Садовая, AgroPortal.ua