Максим Мартынюк: Отсутствие возможности продавать землю — крепостное право в XXI веке

04 августа 2016, 07:43 4322

В Министерстве аграрной политики и продовольствия продолжаются кадровые ротации. В конце июля первым замминистра назначили на тот момент руководителя Госгеокадастра Максима Мартынюка. В сфере его ответственности — земельная реформа, господдержка, приватизация госпредприятий. О том, как он видит свою работу AgroPortal.ua расспросил у самого Максима Петровича.

Больше года Вы руководили Госгеокадастром. Могли бы назвать свои достижения и недоработки за этот период?

Максим Мартынюк: Основное достижение — не мое лично, а всей команды, работающей в Госгеокадастре, — то, что удалось заложить фундамент для изменений в системе земельных ресурсов, которая является коррумпированной, неэффективной, устаревшей. Эти изменения необратимы. К примеру, мы ввели практику назначений руководителей исключительно через проведение открытых прозрачных кадровых конкурсов, еще до вступления в силу Закона «О государственной службе». Я уверен, что теперь никто из преемников не сможет кулуарно назначать руководителей на новые должности в системе. Да, были и ошибки, многое нужно будет дорабатывать. Среди незавершенных дел я бы назвал введение рынка земли, децентрализацию в земельной сфере и запуск электронных аукционов. Но на посту первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия я сделаю всё для решения этих вопросов.

На каких еще аспектах Вы сконцентрируете работу, получив должность первого замминистра?

Максим Мартынюк: Стратегически я бы сосредоточился на четырех позициях: завершение земельной реформы, поддержка фермерских хозяйств, оптимизация механизма управления госкомпаниями и усиление значимости экологической составляющей агропроизводства.

Как Вы видите завершение земельной реформы в Украине?

Максим Мартынюк: Мораторий на продажу земель сельхозназначения заканчивается 31 декабря 2016 г. Осенью мы активизируем дискуссию с экспертной средой относительно перспектив его отмены. Я считаю, что оптимальным вариантом для Украины было бы внедрение рынка сельхозземель на полную силу в 2019 г. До этого нужно отработать механизм, определить бенчмарки, продав часть государственного земельного банка. Конечно, нужны предохранители, мы должны ввести ограничения по доступу иностранцев к покупке земли, ограничения количества земли в одни руки. Но хочу подчеркнуть, что сейчас политическая ситуация не внушает оптимизма относительно перспектив открытия рынка. Поэтому параллельно с концептом земельной реформы, разработанным Госгеокадастром, есть еще вариант, который предполагает продажу прав аренды и который является политически возможным.

В любом случае, сохранять статус-кво уже невозможно. 27 млн га земли находится в частных руках. Государство жестко ограничивает этих собственников в их правах, это крепостное право в XXI веке.

Сколько предлагаете разрешить продавать в одни руки?

Максим Мартынюк: В законопроекте об обороте сельхозземель, который разработал Госгеокадастр, зафиксировано ограничение на уровне 200 га в одни руки. В отличие от многих теоретиков, мы эту цифру можем обосновать. Семья из 4 людей сможет обрабатывать 800 га, что соответствует небольшому фермерскому хозяйству. Разве не такой формат мы хотим развивать в Украине?

Собственником земли может быть только гражданин Украины, юрлица не допущены на рынок. Для этого ограничения также есть аргументы. Если мы изначально разрешим покупать землю юрлицам, то забудем о фермерах. Кроме этого, за юрлицами может стоять иностранный капитал. Возможно, потом эти ограничения нужно будет снять. Но нам нужно не допустить хаоса на начальном этапе.

Как организуете первый этап реформы продажу госземель сельхозназначения? И зачем он вообще нужен, не проще ли сразу открыть рынок для всех?

Максим Мартынюк: Двухэтапный формат предложен для того, чтобы получить индикаторы цены земли. Мы хотим обезопасить собственников паев, чтобы у них не приобретали землю за бесценок. Конечно, рынок может колебаться на плюс-минус 10%, но будет зафиксирован минимум, который сориентирует собственников паев.

Но, повторюсь, есть желаемый вариант земельной реформы, а есть политически возможный.

Каким Вы видите механизм поддержки аграриев в перспективе отмены спецрежима НДС?

Максим Мартынюк: Поддержка фермерских хозяйств — приоритет государственной поддержки АПК. Каждый фермер — это не просто добавленная стоимость и налоги в бюджет, это и решение социальных проблем в селе. Инструментарий и механизм поддержки со стороны государства должен быть модернизирован. Сегодня господдержка сводится к раздаче денег, т.е. размазывание масла очень тонким слоем по тарелке. Эффекта, как правило, ноль. Систему нужно трансформировать.

Вы говорите о возможности прямых дотаций с 2017 г.?

Максим Мартынюк: Да, но механизмы их получения должны быть понятными. Американцы и европейцы тоже дотируют отрасль, в цивилизованном мире это распространенный вид поддержки. Вопрос в том, что дотации должны быть направлены не только на поддержку фермерского хозяйства как такового, а и на повышение эффективности агропроизводства в целом. Нужно дотировать повышение продуктивности работы и поддерживать развитие отдельных направлений агропроизводства, например органические хозяйства. Принцип «чем меньше ты заработал — тем больше тебе дотация» крайне нездоровый и не способствует восстановлению экономики.

На сегодняшний день идет бюджетный процесс-2017, эта программа поддержки будет там прописана.

Какая Ваша позиция относительно приватизации ГПЗКУ и «Укрспирта», ведь теперь именно Вы их будете курировать?

Максим Мартынюк: Вопрос сложный. Продавать можно в любой момент, но хотим ли мы продавать на минимуме стоимости активов? В Украине сейчас не самое хорошее время для привлечения инвесторов на такого масштаба предприятия. Наша первоначальная задача — вывести эти компании на такой уровень, чтобы их как минимум не нужно было дотировать. Отрадно, что примеры таких позитивных трансформаций в Украине есть. Взять хотя бы Укргазбанк, из кризисного он стал прибыльным за достаточно короткий срок.

Вы допускаете изменение менеджмента «Укрспирта» и ГПЗКУ в ближайшее время?

Максим Мартынюк: Я за то, чтобы менять не людей, а подходы к управлению.

Насколько эффективными рассчитываете сделать аппарат и функции Минагропрода?

Максим Мартынюк: Мое субъективное мнение — в министерстве до последнего времени все было очень печально, можно было открывать школу советского управления. Министерство должно все делать быстрее и качественней. Тарас Кутовой уже задал новый ритм работы, так что изменения неизбежны. Я был в Министерстве сельского хозяйства США и это космос. Нам еще очень далеко до таких высот, но мы там обязательно будем.  

Спасибо Вам за уделенное время.


Оксана Пирожок, AgroPortal.ua