Маттиас Крьон: Украинская продукция должна быть на полках премиальных магазинов ЕС

03 января 2018, 06:57 3029

Transparency, sustainability и non-GMO — вот основные принципы, которыми руководствуется ассоциация «Дунайская соя». Ассоциация работает в Украине уже 3-й год, и за это время было сделано немало. Каковы цели организации — мы узнавали у президента и сооснователя «Дунайской сои» Маттиаса Крьона.

Почему ваша ассоциация сфокусирована именно на сое?

Маттиас Крьон: В середине прошлого века ЕС подписал договор о прекращении субсидирования производства масличный культур. С тех пор страны Европейского союза стали закупать продукты переработки сои, при этом экспортировали сырье. Сегодня ЕС импортирует около 35 млн тонн сои и соевого шрота, в основном из Южной Америки.

Ещё несколько слов «почему именно соя». Соя — это порядка 60% всех масличных культур в мире, при этом около 80% сои идёт на производство кормов для животных с содержанием сои и продуктов её первичной переработки. Соя — основной растительный белок и источник животного белка в глобальном смысле! В какой-то степени соя — это политика!

«Дунайская соя» — это достаточно уникальное для Европы движение, цель которого — устойчивая модель (sustainability) производства сои. Потребительские взгляды меняются, европейцы все больше смотрят в сторону вегетарианской пищи, а качество и безопасность продуктов сегодня — обязательная норма. Мало кто сейчас с странах ЕС захочет покупать продукты, в которых содержатся ГМО.

«Европейская модель устойчивого развития сельского хозяйства» (European model of sustainable agriculture) — это политика, направленная на усовершенствование общей сельскохозяйственной политики и выражающаяся в достижении устойчивого развития, высоком качестве производимой продукции и методах устойчивого экологического производства. В европейском законодательстве прописано около 100 пунктов, характеризующих стандарты модели устойчивого развития производства в сельском хозяйстве. И соя — первая культура, относительно которой такая система была внедрена.

Ассоциация «Дунайская соя» — некоммерческий проект. Расскажите о цели создания такого рода организации?

Маттиас Крьон: Многие украинские аграрии производят сою высокого качества, при этом не имеют доступа к конечному потребителю и теряют добавленную стоимость. Наша задача — стимулировать наращивание объемов производства сои, поддерживать и развивать различные проекты, связанные с увеличением переработки этой культуры. Главная цель — помочь Украине интегрироваться в европейские рынки. Научить украинского производителя работать с европейским рынком и его требованиями.

Для этого планируем в Украине создать Интеграционную соевую платформу, которая объединит информационное пространство и всех участников рынка. Это даст возможность фермеру выбирать между наилучшими технологиями, поставщиков компонентов — от химии, семян, СЗР, вплоть до создания всей производственной цепочки. А украинские сервисные компании помогут фермеру физически выполнять прямые контракты с ЕС. Кроме того, хотим создать коммуникацию и обмен опытом по продажам и рыночной информацией, а кроме того — упростить доступ к европейским инновациям — новым подходам и технологиям.

Изменения климата, которые затронули и Украину, значительно влияют на АПК. Поэтому ученые ЕС сейчас занимаются выведением более ранних и продуктивных сортов сои. Украина производит 50% от общего объема этой культуры в Европе, при этом соя выращивается на 1,85 млн га земли и дает урожайность 2,6 т/га. Мы считаем, что посевные площади и урожайность могут быть намного выше у вас. Украина имеет огромный потенциал стать важным протеиновым партнёром для ЕС.

Сколько сейчас всего членов в организации? А в Украине?

Маттиас Крьон: Ассоциация «Дунайская Соя» является крупнейшей соевой ассоциацией в Европе. На данный момент в нашей организации около 270 участников — это трейдеры, большая часть перерабатывающих заводов Европы являются нашими членами, животноводческие компании, комбикормовые заводы, производители готовых продуктов из сои, европейские розничные сети, а также крупные селекционные компании и поставщики всех необходимых компонентов для производства (технологии, удобрения, СЗР, оборудование и машины и т. д.). Крупнейшие из которых — Glencore, Cargill, ADM, BASF, «Билла» и другие большие игроки рынка. В Украине на данный момент только 10 производителей, а также две ассоциации, но это только начало.

Вы много говорили об общей платформе. Как будете привлекать компании? Есть ли какой-то промоплан?

Маттиас Крьон: Мы будем вести переговоры индивидуально с каждой компанией, но также будем делать общую платформу — веб-сайт, где мы сможем размещать всю необходимую информацию по рынку (и в частности цены), стандартам, сертификации, анонсам предстоящих мероприятий и т. д. Будем помогать в вопросах сертификации, в решении проблем выхода на рынок Европейского союза каждой компании. Предполагается много мероприятий, направленных на обучение фермера производить сою европейского качества, а за этим стоит много работы — система управления качеством, подход к использованию пестицидов, мониторинг рисков заражения ГМО продукции и многое другое. Для этого мы будем объединять участников украинского рынка, а также активно вовлекать европейских экспертов/компании/общественные организации/государственные службы.

Вы рассчитывали, сколько примерно времени должно уйти на реализацию проекта?

Маттиас Крьон: Это долгосрочный проект, и в Украине мы надолго. Пока находимся на стадии организации и открытия офиса, формируем команду. Фактически мы начали работать в Украине 3 года назад, а с приходом Оксаны Просоленко, которая возглавила Региональное представительство, будем создавать и поддерживать множество новых проектов.

Уже есть некоторые примеры успешных кейсов — например, АТК и Украинский аграрный холдинг имплементировали европейские стандарты по нашим рекомендациям. Надеемся, что вскоре таких компаний будет намного больше.

Что предлагаете фермерам?

Маттиас Крьон: На ближайшие 5 лет у нас очень много программ для фермеров: дни поля, мастер-классы, обучающие сессии и зимние школы для аграриев. Наша главная цель — объединить производителей сои для того, чтобы они начали получать максимум урожайности и добавленной стоимости.

Мы хотим интегрировать всех участников ассоциации и помочь им взаимодействовать для того, чтобы производить excellent sustainable agriculture.

Как проходит сотрудничество с украинским правительством? Есть ли уже совместные наработки?

Маттиас Крьон: Украинское правительство — наш постоянный партнер, и мы хотим помогать ему в имплементации европейских стандартов. Кроме Минагропрода, у нас очень хорошие отношения с Минэкологии, это важно, потому что мы хотим популяризировать excellent sustainable agriculture. И поддержать в этом процессе не только производителей, но и административный уровень.

Насколько мы поняли, упор вы делаете на сою без ГМО. Какая соя сейчас пользуется большим спросом в ЕС — ГМО-соя или все же обычная соя?

Маттиас Крьон: Преимущества выращивания сои легко проследить по ценам. Стоимость ГМО-сои в ЕС составляет €310/т, не-ГМ сои — €420-470/т. Разница может составлять от €100/т, при этом некоторые покупатели готовы доплачивать дополнительно за качественную сою без ГМО от €10 до €50/т.

Стоит отметить, что в ЕС не против производства ГМО-сои. На рынке ЕС действительно есть ГМ-продукты, но решение о таком производстве принимается комплексно и на нескольких уровнях, начиная от рекомендаций ученых и заканчивая министерствами экологии, здравоохранения и сельского хозяйства каждой конкретной страны и уровнем Совета ЕС.

Но есть ли спрос на сою на рынках мира, и кто основные производители и потенциальные конкуренты Украины?

Маттиас Крьон: Основные производители сои — это Бразилия, Южная Америка и США, Канада, на 80-90% это ГМО-соя. Такие страны, как Россия, Китай и Индия, не выращивают ГМО-сою. Общий объем производства сои составляет 350 млн тонн, из которых обычной сои — 50-60 млн тонн.

Объем производства ГМ-сои не растет, потому что Южная Америка и США достигли своего пика и не могут больше наращивать урожайность. При этом последние 10 лет производство сои не-ГМ показывает стабильный рост.

Можно ли как-то просчитать, сколько производится ГМО- и обычной сои? И какова ваша позиция касательно ГМО?

Маттиас Крьон: Проблема в том, что нет официальной статистики, которая могла бы показать отдельно производство ГМО-сои и сои без ГМ, и очень сложно самостоятельно оценить соотношение. ГМ-соя используется только в кормовом сегменте. В ЕС, если в составе продукта есть ГМ-соя, производитель обязан наносить специальную маркировку. Однако такая продукция будет пользоваться меньшим спросом на рынке.

Моя позиция касательно ГМО нейтральна. Я не считаю, что ГМО в еде опасен, но вот что действительно опасно — так это производство с использованием большого количества и разнообразия химикатов.

Кто может стать основными покупателями украинской сои?

Маттиас Крьон: Интересные для Украины рынки — Германия, Швейцария, Австрия, Северная Италия. В этих странах вопросы экологии очень важны, а у потребителей есть деньги на покупку качественного и безопасного продукта. Но чтобы экспортировать в эти страны, украинским производителям необходима сертификация в соответствии с нормами и требованиями ЕС.

Чего не хватает украинским производителям, чтобы выходить на экспорт с соей?

Маттиас Крьон: Желания производить качественный продукт для премиального рынка. Для этого производство должно соответствовать всем европейским нормам и стандартам, быть сертифицированным. Даже если производитель захочет экспортировать ГМ-сою, все равно необходим конкретный стандарт. Аграрии должны понимать, какие сертификаты необходимо получить, как раз в этом вопросе мы сможем предоставить компетентную помощь.

Стандарты ЕС основываются на оценке уровня риска системы управления качеством производства. Пока что Украина относится к странам 3-й зоны риска, однако эту ситуацию можно изменить.

Почему Украина вошла в эту зону риска? И что нужно сделать для того, чтобы нивелировать риски?

Маттиас Крьон: Есть много вопросов к процедуре сертификации. Случаи выращивания ГМО есть, но они официально не зарегистрированы. Существует проблема использования действующих веществ — пестицидов, которые запрещены в ЕС, но легально могут применяться в Украине. Это формирует оценку страны с точки зрения риска.

Как, по вашему мнению, Украина может увеличить производство и экспорт сои?

Маттиас Крьон: У Украины есть большой потенциал сотрудничества с ЕС, но важно принимать решения на долгосрочную перспективу и разрабатывать стратегию excellent sustainable agriculture. Мы должны в бизнесе руководствоваться теми же моральными принципами, по которым живем сами. 

Спасибо за уделенное время.


 Наталия Ключникова, AgroPortal.ua