Развитие образования в аграрных колледжах. Первые экспериментальные шаги в Украине

06 июня 2018, 07:00 4956

Качественное аграрное образование начинается с профессиональных учебных заведений — аграрных колледжей и техникумов. Такова ключевая мысль двустороннего украинско-немецкого проекта, нацеленного на улучшение практической составляющей образования агроколледжей. Руководитель проекта в Украине Ганс-Георг Хассенпфлюг рассказал о запланированных шагах, цели и участниках проекта.

Ганс-Георг Хассенпфлюг имеет за плечами богатый опыт работы ученым, преподавал в аграрных университетах и был советником при сельскохозяйственных региональных камерах в Германии. С 1999 года работает в международных проектах различной продолжительности: от 1-2 месяцев до нескольких лет, самый длинный был три года. Проекты касались подготовки стран к вступлению в ЕС, их адаптации к ЕС-стандартам, разъяснения политики дотаций сельхозпроизводителей и тому подобное.

Проект с аграрными профессиональными учебными заведениями «Украина: Содействие развитию профессионального образования в аграрных колледжах» является 67-м проектом господина Хассенпфлюга. Кстати, нынешний проект — это не первый украинский опыт руководителя, в 2002 году он участвовал в реализации проекта по консультированию в Полтаве, который работает теперь на частной основе.

За последние 5 лет немецкого эксперта приглашали в Украину также как докладчика по дуальному образованию. Поэтому его знания и контакты пригодились в новом образовательном проекте.

Почему для сотрудничества был выбран уровень колледжей?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Профессиональное аграрное образование является основой практических знаний будущего персонала. По результатам опросов украинских студентов и по нашему анализу, 2/3 выпускников агроколледжей и техникумов не продолжают обучение в вузах, а идут работать на производство. Из-за устаревания практической базы учебных заведений и преобладания в учебном процессе теоретической части знания выпускников не соответствуют актуальным требованиям сельскохозяйственного производства. К тому же технологии и условия производства динамично меняются, поэтому, соответственно, нужна актуализация учебных планов. По результатам переговоров между Федеральным министерством продовольствия и сельского хозяйства Германии, Министерства образования и науки Украины и Министерства аграрной политики Украины был запущен проект двустороннего сотрудничества «Украина: Содействие развитию профессионального образования в аграрных колледжах».

Какие колледжи и специальности охватывает проект?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Проект работает с 4 учебными заведениями в разных регионах Украины: Глуховским агротехническим институтом им. С. А. Ковпака СНАУ (Сумская обл.), Ильинецким государственным аграрным колледжем (Винницкая обл.), Липковатовским аграрным колледжем (Харьковская обл.) и Мирогощанским аграрным колледжем (Ровенская обл.) по 5 направлениям: «Растениеводство», «Сельскохозяйственная техника», «Животноводство», «Ветеринария», «Электротехника». Правда, два из них не представлены отдельными учебными программами в Германии, это: электротехника и ветеринария, в частности последняя является частью общей немецкой ветеринарии, а не сельскохозяйственной, и ее изучают только в высших учебных заведениях. Для них мы совершенствуем учебные планы и программы.

 Сентябрь 2017 года, представители проекта посещают Глуховский агротехнический институт им. С. А. Ковпака СНАУ

Как выглядит схема реализации проекта?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: В избранных колледжах наши эксперты оценивают актуальную ситуацию: учебные планы, часовой объем, насколько взвешенным является соотношение «теория-практика», базу практики, необходимость расширения практических занятий и интегрирование их в учебный процесс.

Проект не ставит целью перенос немецкого опыта в Украину. Впрочем, в Германии много положительных составляющих профессионального образования, соответствующих условиям и ситуации на месте, а также постоянно меняющихся. Образовательная система в Германии также экстремально изменилась за последние 40-50 лет. Поэтому просто копирование исключается. Мы должны изучить текущее состояние учебной системы колледжей, ее сильные стороны и определить, где мы можем встроить отдельные элементы, которые усилят систему и которые, прежде всего, помогут студентам повысить свой уровень на профессиональном рынке труда.

 Проект является двусторонним проектом между Украиной и Германией

Каковы составляющие работы проекта?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Это разные элементы. Одним из них является обновление учебных программ с усиленным интегрированием практики в учебный процесс. Вторым инструментом является обучение преподавателей. Мы изучаем, в каких направлениях (до пяти приоритетных вопросов) существует необходимость совершенствования учебного процесса, и по ним проводим обучение. Также речь идет об обучении хозяйств, которые будут привлечены к процессу в качестве баз практик. Часто там работают специалисты, но без опыта преподавания.

Четыре модельных колледжа проекта расположены в разных регионах. Насколько в них отличается исходная ситуация?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Избранные 4 колледжа относятся к 10-15% лучших агроколледжей Украины.

К тому же учебные заведения очень разные. Начиная уже с оснащения. Когда один из колледжей имеет собственную производственную базу 5 тыс. га и надлежащее техническое оснащение, то он имеет другие условия для практики, чем тот, который располагает только 200 или 300 га. Но такое разнообразие и различные регионы как раз и были нужны для проекта. Также не все колледжи одновременно имеют все 5 проектных специальностей. Так мы можем работать с различными условиями и разными преподавательскими коллективами.

 Обучение преподавателей как элемент сотрудничества

За какой период планируется реализовать проект в Украине?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Первый этап работы проекта запланирован на срок 3 года с опцией продления на 1 год. То есть мы планируем быть здесь до июня 2020 года. Если проект будет иметь хорошие результаты, то можно предположить, что он будет продлен.

Проект работает уже более 6 месяцев. Я могу сказать, что работу уже восприняли положительно учебные заведения, ассоциации, НМЦ «Агрообразование».

Кто является экспертами проекта?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: За каждым из 5 направлений закреплен отраслевой эксперт. Также мы имеем список из примерно 50 специалистов, которых можем привлекать при необходимости, из них одновременно здесь могут находиться до 5-7 человек. Мы стараемся выявить и обучить в Украине так называемых ключевых экспертов, которые будут здесь затем передавать знания. Речь идет не только о том, чтобы мы научили преподавателей только этих четырех колледжей, а результаты проекта должны в конце концов повлиять на улучшение системы образования всех 107 аграрных колледжей и техникумов Украины. Мы не сможем проводить курсы по повышению квалификации лишь благодаря немецким экспертам. Поэтому мы должны, с одной стороны, научить преподавателей этих четырех колледжей, а с другой — определить, кто сможет в дальнейшем после окончания проекта проводить это обучение. Сейчас в процессе обучения 20 преподавателей. Среди них будут те, кто дальше будет готов проводить эти обучения.

Сколько составляет сумма финансирования на реализацию проекта?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Общая сумма составляет около 3,5 млн евро. Из них в этом году запланировано направить в колледжи около 220 тыс. евро, примерно столько же в следующем. На эти средства мы не будем покупать сельскохозяйственную технику или оборудование. К примеру, в прошлом году мы инвестировали 35 тыс. евро для обустройства и ремонта помещения для семинаров и комнат для ночлега экспертов в Киеве. В проектные расходы входит также оплата текущих расходов.

Из каких источников предоставляется финансирование?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Это двусторонний проект между Украиной и Германией, затраты на реализацию которого несет немецкая сторона. Финансирование выделяет Федеративная республика Германия на основании решения Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства.

 Ганс-Георг Хассенпфлюг, руководитель проекта в Украине

Предусмотрено ли участие в проекте компаний-производителей средств производства, техники и т.д.?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Да, мы уже общались со многими иностранными компаниями, которые заинтересованы проектом, а именно: John Deere, Horsch, Bayer и др. Это компании, которые занимают весомую долю рынка и имеют собственные технологические базы в Украине. Также мы рассматриваем эти компании как базу практики.

Каковы различия между профессиональными образовательными системами в Германии и Украине?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: В базовом профессиональном образовании разница заключается в соотношении практики и теории. В Германии 3-4 дня в неделю студент проводит в хозяйстве, где он получает практические навыки, и 1 день — в учебном заведении. То есть основополагающие знания получает именно на производстве. Система профессионального образования в Украине совершенно иная — здесь за три учебных года производственная практика составляет 8 недель. К тому же большая часть этой практики проходит в стенах учебного заведения. Подобной была ситуация в наших так называемых новых федеральных землях (регионы бывшей ГДР. — Ред.), но сейчас уровень уже выровнен. Впрочем, в этих регионах до сих пор меньше доля студентов, склонных к прохождению практики.

Готовы ли сельхозпредприятия подключаться к проекту и предоставлять свою базу для практики?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны, будущим работникам не хватает практических знаний и возможности их приобретать, а с другой — хозяйства осторожны в решениях участвовать в образовательных проектах. Тогда как в Германии фермерские хозяйства завязаны на сельскохозяйственном образовании и даже принимают в этом финансовое участие.

К сожалению, этого уровня украинские хозяйства еще не достигли. Но им нужен обученный и образованный персонал. Когда в отдельных индивидуальных беседах мы объясняем цель проекта и роль в нем хозяйств, то они начинают идти нам навстречу. Мы уже имеем сельхозпредприятия, которые готовы брать студентов на 4-8 недель на практику, а не только на 1 неделю на вспомогательные работы в хозяйстве. К тому же таких агропроизводителей становится все больше. В дальнейшем мы должны выявить и квалифицировать там людей, которые могут передавать знания. С одной стороны, это должны быть командные игроки, а с другой — те, кто может объяснить весь менеджмент, как работает техника и как с ней обходиться. В дальнейшем нужно понимание сельхозпроизводителей, что качественный персонал нуждается в соответственно высокой оплате.

Не будет ли препятствий со стороны официальных учреждений и преподавателей относительно изменений учебных планов?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Официальные учреждения с самого начала были привлечены к проекту. В то же время, это длительный и сложный процесс, и мы находимся только в его начале. В процессе интегрирования практической части в учебный процесс будет непросто, и поэтому важен даже маленький шаг.

Партнерские колледжи весьма активны, кстати, здесь работают активные сотрудники, но и они имеют определенный страх неизвестности относительно того, что последует за изменениями. Преподаватели опасаются, что из-за увеличения доли практики уменьшится количество учебных часов преподавания. Ведь профессия преподавателя в Украине не является высокооплачиваемой, часто оплата зависит от часов преподавания, и мы также должны учесть эти особенности. В то же время часто преподаватели агроколледжей сами не имеют практического опыта, более того, даже сами нуждаются в практическом обучении. Поэтому мы их убеждаем, что от реализации проекта выиграют все, а не только студенты. К тому же занятие, которое опирается на практические примеры, даже имеет другие структуру и методы преподавания.

 Значительное количество практических занятий в нынешних профессиональных учебных заведениях проводят в помещениях с устаревшей техникой

Предусмотрена ли проектом зарубежная практика?

Ганс-Георг Хассенпфлюг: Да, в этом году мы планируем направить 20 студентов на учебно-производственную практику в Германию на 6 месяцев. Студенты поедут в фермерские хозяйства по выбранному направлению. Немецкая практика будет зачислена в учебный процесс в Украине. Практика и обучение будут объединены в соответствии с немецкой моделью профессионального образования: 4 дня в неделю на производстве и 1 день — в учебном заведении. Этому будет предшествовать 1 неделя вводного обучения. В программу вовлечены организации и научные учреждения, имеющие в этом опыт: «Дойла Нинбург», Немецкий фермерский союз, АКІ.

Спасибо за беседу.


Для справки: цель проекта — усиление практической ориентации методов и содержания обучения в аграрных колледжах Украины и улучшение практических навыков выпускников.

Организатор проекта с немецкой стороны: консорциум, в который входит компания «АДТ Проект ГмбХ (ADT)», Институт экономики и окружающей среды «Нюртинген-Гайслинген» (HfWU) и Общество по управлению проектами и процессами в аграрной экономике (РРМА).

Партнеры и участники проекта с украинской стороны: Государственное учреждение «Научно-методический центр информационно-аналитического обеспечения деятельности высших учебных заведений «Агрообразование» и четыре аграрные учебные заведения: Глуховский агротехнический институт им. С. А. Ковпака СНАУ, Иллинецкий государственный аграрный колледж, Липковатовский аграрный колледж и Мирогощанский аграрный колледж.

Направления работы проекта: «Растениеводство», «Сельскохозяйственная техника», «Животноводство», «Ветеринария», «Электротехника».

Политические партнеры: Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства Германии (BMEL), Министерство образования и науки Украины, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины.

Руководитель проекта в Украине: Ганс-Георг Хассенпфлюг.

Продолжительность проекта: 3 года с возможностью продления на 1 год.


Ирина Корчагина, Agroexpert (Украина) для AgroPortal.ua