CHS — американский кооператив, объединяющий 75 тыс. фермеров и имеющий 650 тыс. акционеров. Помимо аграрных, перерабатывающих и агрологистических активов, в него входит множество энергетических объектов, а также мощное трейдинговое подразделение, силами которого аграриям поставляются удобрения, семена на условиях форварда.
В Украине подразделение CHS работает с 2008 года. Компании принадлежит терминал «Олимпекс» в Одесской области, в модернизацию которого в 2008-2009 годах было инвестировано $42 млн.
Вячеслав Колосветов — аграрный менеджер с богатейшим опытом работы. За его плечами — работа в международных трейдинговых структурах, случилось Вячеславу трудиться и в финучреждениях. В CHS Ukraine он пришел в феврале текущего года. AgroPortal.ua публикует выдержку из беседы Колосветова с журналистами.
Вячеслав, когда вы пришли в компанию, какой она была, что вы увидели?
Вячеслав Колосветов: Когда я пришел в компанию, понял, что почти никто ничего о ней не знает. По согласованию с американским офисом, силами украинского офиса мы решили заявить о себе. Как известно, мировые трейдеры в Украине соревнуются в части объемов элеваторов, мощностей по перевалке. Мы немного по-другому на все это смотрим.
Что вы имеете в виду? Чем вы отличаетесь от других трейдеров?
Вячеслав Колосветов: Сельское хозяйство начинается с производства. Но у нас всегда была «битва за урожай», помните, как в Советском Союзе: как собрать, куда перевезти, как сохранить? Однако на АПК надо смотреть комплексно. Ведь стабильно работать можно, когда ты понимаешь, на какой объем производства рассчитывать, какие технологические решения есть в распоряжении. Для этого должны быть профильные компании, которые помогают сориентироваться и по перевозке, и по торговле, прежде всего, фермерам.
Ситуация в сельском хозяйстве Украины меняется последние лет пять. Сельхозтоваропроизводители переходят на форвард. Мы начали так работать три года назад и сначала встретили большое сопротивление. Фермеры боялись, что их пытаются обмануть: не все трейдеры выполняют контракты. Но сегодня время недобросовестного партнерства прошло — все выполняют контракты.
Сейчас для экспортеров пытаются все же внедрить механизм трансфертного ценообразования. Но какого-то согласованного понимания механизма такого нововведения нет. Вы разобрались с тем, что такое ТЦО и с чем его едят?
Вячеслав Колосветов: Да, правда, была такая история. Якобы трейдеры обманывают фермеров, а вся прибыль уходит за границу. Но могу вам сказать точно, что это не так. Торговая маржа — это доллар, ну, два. На каждом этапе есть дополнительные риски и затраты. Даже при условии, что все риски будут застрахованы, мы, к примеру, будем хеджировать фрахт, то маржа достигнет отметки в пять долларов. При этом фермер может заработать около $500 на каждом гектаре. Вся прибыль — в производстве. Мы же свою зарабатываем на объемах. Именно потому сейчас свою задачу видим в том, чтобы дать фермерам доступ к дешевым ресурсам — химии, семенам и всему, что еще аграриям нужно.
Как вы планируете помогать фермерам? Будете участвовать в финансировании посевной и уборочной?
Вячеслав Колосветов: Мы специализируемся на трейдинге. И, поскольку у нас большой опыт в перевозке удобрений, возможно, это станет одним из базовых сегментов. Ведь, когда я углубился в тему логистики химии, стало ясно, что разгрузить удобрения в портах невозможно — некуда. Кроме того, существует масса разнообразных ограничений касательно ввоза-вывоза удобрений, ведь рынок в Украине, например, по селитре, практически монополизирован.
Украинское подразделение CHS намерено заняться импортом российских удобрений в Украину?
Вячеслав Колосветов: Мы рассматриваем такую возможность. Первые поставки планируется осуществить весной 2017 года.
Что вы планируете возить? Селитру?
Вячеслав Колосветов: Смотрим на карбамид, который производится на мощностях российского «Уралхима». Первые поставки запланированы на уровне 200 тыс. т. Из-за перманентного экономического кризиса украинские аграрии, как правило, отдают предпочтение селитре, ведь она дешевле. Однако с точки зрения логистики более безопасно импортировать карбамид, селитра — очень взрывоопасна, это все равно что везти бомбу на колесах.
Почему смотрите на российских производителей?
Вячеслав Колосветов: Мы хотели завозить продукцию из Омана, в районе 5-10 тыс. т, но нам это не удалось из-за невозможности разгрузить такой груз в порту Николаева. Изначально хотели поставлять удобрения морем, но ни один украинский порт не в состоянии организовать разгрузку удобрения из судна, поэтому планируем поставлять по суше.
Почему вы уверены, что российские удобрения будут пользоваться спросом?
Вячеслав Колосветов: К сожалению, отечественный рынок удобрений значительно монополизирован, а для эффективной работы украинским аграриям нужны альтернативы. Тот трейдер, который решит эту задачу, сможет в Украине торговать удобрениями.
А фермер сможет с вашей помощью обеспечить себя удобрениями?
Вячеслав Колосветов: Через посредников. Тут мы ориентируемся на большие агрохолдинги, мелкой дистрибуцией заниматься не будем, поскольку вряд ли овчинка будет стоить выделки.
На работу с фермерами ориентируется, например, «Агропросперис»…
Вячеслав Колосветов: Вот через него как раз и получат фермеры возможность купить удобрения, поставленные, например, нами. Сейчас мы на стадии обсуждения партнерской программы для финансирования фермеров. У них есть дистрибуция, доступ к фермерам. Они смогут зарабатывать на марже.
А заградительных пошлин не боитесь?
Вячеслав Колосветов: Это рынок. И нужно ко всему быть готовым.
Вы упомянули о партнерской программе с «Агропросперис» в части удобрений. Рассматривайте ли какие-либо еще партнерские программы с украинскими производителями ресурсов?
Вячеслав Колосветов: $50 млн уже предусмотрено на совместный проект с компаниями Syngenta и «Галнафтогаз». Эти деньги будут выделены весной.
Речь идет о семенах и топливе под весеннюю посевную?
Вячеслав Колосветов: Да. Мы будем участвовать деньгами. Наши партнеры под залог будущего урожая обеспечивают фермеров ресурсами, а мы впоследствии выкупаем и экспортируем у них этот залоговый урожай.
Что нужно сделать маленькому фермеру, чтобы стать участником вашей партнерской программы?
Вячеслав Колосветов: Желание. Фермер должен понимать, когда, куда и какого качества он должен привезти уже законтрактованный товар. Наши партнеры поставляют фермерам семена и топливо собственного производства и высокого, соответственно, качества. Фермеры расплачиваются зерном, а мы это зерно потом продаем.
Планируете ли вы наращивать объемы финансирования по такой партнерской программе, если в следующем году все получится?
Вячеслав Колосветов: Думаю, в 2018 году увеличим объемы в два раза — до $100 млн.
Откуда у компании деньги? Это средства глобальной, материнской компании?
Вячеслав Колосветов: Конечно. Прибыли украинского подразделения на такие цели не хватит, она гораздо скромнее.
О каких ставках финансирования мы можем говорить сегодня?
Вячеслав Колосветов: Точно озвучить их не могу, но они непременно будут ниже рыночных.
Есть ли прогноз по объемам отгрузки зерна компанией в 2016 году?
Вячеслав Колосветов: В прошлом году мы отправили 1,1 млн т зерновых. В этом — планируем выйти на 1,5 млн т по зерновым плюс 200 тыс. т подсолнечника.
Подсолнечника? А как же 10%-я пошлина?
Вячеслав Колосветов: Мы его перерабатываем на мощностях ViOil и имеем открытую опцию выкупа масла у переработчика. Посмотрим, что будет выгоднее — масло или семечки.
Не рассматриваете ли вы возможность экспорта продукции с добавленной стоимостью? Муки, например. Насколько сложнее найти для таких товаров потребителя?
Вячеслав Колосветов: Такой продукт, как масло, рассматриваем. Однако тут Украина в привилегированном положении — № 1 в мире. По другим продуктам все гораздо сложнее. Но от вероятности экспорта той же муки мы не отказываемся. Был бы спрос, а объемы мы обеспечим.
Сталкивались ли вы как трейдер с логистическими проблемами при доставке зерна с поля в порт. Ведь аграрии говорят, что вагонов катастрофически не хватает, весовые ограничения для автотранспорта тоже не дают им спокойно жить…
Вячеслав Колосветов: Знаете, сколько лет я в бизнесе, никогда не было все хорошо. Всегда проблемы обеспечения инфраструктуры имели место быть.
Как бы вы посоветовали решить эту проблему?
Вячеслав Колосветов: Сегодня трейдеры массово покупают зерновозы, строят терминалы. Но, на мой взгляд, если с вагонами вопрос стоит остро, то терминалов — достаточно. Ну и второе. Я бы уделял больше внимания не только одним вагонам, но и железной дороге, по которым они будут ездить. Еще один вариант решения логистического коллапса — развитие речной логистики. По этому пути уже пошел «Гермес-Трейдинг». Мы тоже анализируем такие перспективы.
Алла Стрижеус, AgroPortal.ua