Станислав Николаенко: Голодные студент и преподаватель — беда общества

28 октября 2015, 07:00 3631

Сельхозтоваропроизводители сетуют: хорошего молодого специалиста, вчерашнего выпускника, днем со огнем не сыщешь. Действительно ли аграрное образование в Украине настолько оторвано от реального производства? На этот и другие вопросы AgroPortal.ua в эксклюзивном интервью ответил ректор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, доктор педагогических наук, профессор Станислав Николаенко.

Станислав Николаевич, какие векторы реформирования аграрного образования в Украине Вы видите на ближайшие несколько лет?

Станислав Николаенко: В первую очередь, это принятие нового закона «О высшем образовании», а также продолжение дискуссий по проекту нового закона «О научной и научно-технической деятельности».

По-моему, такие обсуждения свидетельствуют о внимании правительства к проблемам науки, образования, а также и об определенном напряжении вокруг деятельности аграрных вузов и подразделений Национальной академии аграрных наук.

В начале октября я принимал участие в заседании Комитета по вопросам образования и науки Верховной Рады, который рассматривал последний упомянутый законопроект. Дискуссия показала, что современные реформаторы не до конца понимают роль высшего аграрного образования и высококвалифицированных кадров в обеспечении продовольственной безопасности государства.

Сейчас Украине нужна новая, современная концепция развития аграрного сектора, ориентированная на развитие биоэкономики, возобновляемой энергетики, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, применение биотехнологий, расширение сферы обслуживания, а также на социальное развитие села. Я имею в виду создание рабочих мест, развитие зеленого туризма. Эти направления позволят возродить украинское село, устранить безработицу, преодолеть бедность на селе.

Источник фото: facebook.com//Stanislav Nikolaenko (в ходе заседания Комитета по вопросам образования и науки Верховной Рады)

Что в этом плане может дать аграрное образование?

Станислав Николаенко: Упомянутые мной шаги будут требовать реформирования аграрного образования, обновление учебных заведений. Те заведения, которые не сделают это своевременно, ждет слияние с другими вузами, вхождение в крупные региональные университеты.

Примером решения этой проблемы может служить калифорнийская модель университетского развития, которая предусматривает три уровня высшего образования: колледж, массовые университеты и исследовательские университеты.

Какие действия нужно предпринять, чтобы сделать отечественную систему образования более гибкой и приближенной к реальной жизни?

Станислав Николаенко: Как по мне, следует сконцентрироваться на нескольких направлениях. Во-первых, университеты должны более активно включаться в глобальные сети знаний, участвовать в международных исследовательских проектах и грантовых программах. Государство должно в свою очередь поддерживать развитие исследовательских университетов. Во-вторых, повысить роль специализированных университетов как источника кадров (формирование корпоративных университетов). В-третьих, создавать региональные инфраструктурные вузы, чтобы удовлетворять социально-экономические потребности того или иного региона. В-четвертых, формировать университеты общего высшего образования, национальные открытые университеты, опирающиеся на он-лайн курсы и тому подобное. Ну и пятое — это законодательно стимулировать бизнес к вложению средств в образование и науку.

Я считаю, что нужно выстроить новый тип взаимоотношений бизнеса и науки, бизнеса и образования, обновить — с учетом международных тенденций — стратегические подходы к разработке учебных программ, особенно их исследовательской и технологической составляющей, найти альтернативные источники финансирования учебных заведений.

Почему аграрное образование в Украине настолько оторвано от реального производства?

Станислав Николаенко: Отвечу вопросом на вопрос: «А какое направление образования в Украине не оторвано от реальной жизни: электроника или машиностроение, космос или энергетика?»

Я не уверен в правоте вашего вопроса. Ведь в 2014 г. агропромышленный комплекс государства дал треть ВВП и показал рост на 3%! А кто же это все делал, кто готовил кадры? Но это не значит, что у нас все в порядке. Посмотрим, например, на такую проблему — развитие материально-технической базы вузов. В течение последних десятилетий на развитие университетов выделялось крайне ограниченное финансирование. А если честно — то его практически не было!

Это привело к тому, что сейчас учебные заведения практически не имеют современную технику, оборудование, лаборатории и т.д. Мы нуждаемся в средствах для современных методов исследований в генной инженерии, биотехнологиях. Этого нет! А реальный товаропроизводитель хочет прямо сейчас получать готового специалиста надлежащей квалификации. А если не кривить душой, то часть бизнесменов настроена только на «потребление» профессиональных кадров, не желая поддерживать учебные и научные учреждения.

Мы создали в НУБиП совет работодателей, есть такие советы и на факультетах. Не сидим, сложа руки! С помощью производственников мы обновляем базу, готовим места практики.

Источник фото: facebook.com//Stanislav Nikolaenko (в аудитории)

Но Вы признаете, что многие университетские программы уже устарели?

Станислав Николаенко: Я признаю, что система аграрного образования Украины еще и сегодня не гибкая, часто оторвана от реальной жизни и современной науки, а учебные программы подготовки во многих случаях технологически устарели, имеют недостаточное качество и практическую составляющую.

Плюс к этому абсолютно неурегулированной остается деятельность учебно-опытных хозяйств аграрных университетов — основной базы для приобретения студентами практических навыков. Мы платим, в отличие от бизнеса, все налоги, в т.ч. НДС. Страшно говорить, но на их земли Верховная Рада ввела налог на землю, потом отменила, теперь снова вводит, чтобы окончательно разрушить систему аграрного образования! Чтобы пропасть между образованием и реальным производством стала бы еще глубже. Слава Богу, под давлением Ассоциации высших аграрных учебных заведений этот налог пока отменили...

Со сколькими компаниями НУБиП сотрудничает по организации практики для студентов? Какой процент студентов работает по специальности после окончания вашего вуза?

Станислав Николаенко: Как показывает время, эти вопросы практически взаимосвязаны. Социологические исследования говорят, что около 70% выпускников аграрных вузов трудоустраиваются в аграрном секторе, но после первого года своей трудовой деятельности меняют место работы.

Причины: отсутствие социальной инфраструктуры в сельской местности, что затрудняет и делает невозможным проживание молодежи на селе, низкая технологичность имеющихся рабочих мест и низкая заработная плата. Мы сегодня делаем все возможное, чтобы наши выпускники с этим сталкивались как можно меньше.

Как я говорил, на каждом факультете и при всех учебно-научных институтах создали советы работодателей. А из числа последних избрали совет работодателей НУБиП, который возглавляет директор Института механизации и электрификации сельского хозяйства НААН Валерий Адамчук. В его состав входят руководители таких компаний, как «Киевсельэлектро», «Червона зирка», «John Deere Украина», «Агрофирма Колос», «Укрзеленстрой», «Маяк», «Матимекс-Украина», «Агро-холдинг МС», «Див», «Одиссей», «Индустриальная молочная компания», «Агроспецпроект» и другие.

Таким образом, поддерживается реальный диалог с товаропроизводителями и потенциальными работодателями. Наши студенты сегодня проходят учебные практики в группе компаний АМАКО, «Мироновский хлебопродукт», «Терезино» и многих других. А, следовательно, — и остаются там работать.

Какие, по Вашему мнению, направления и кафедры нужно усилить в материально-техническом плане?

Станислав Николаенко: Обновления материально-технической базы нуждаются практически все профессиональные кафедры в области биотехнологий, возобновляемой энергетики, растениеводства, животноводства, аквакультуры, ветеринарной медицины, механизации и т.д. Современное оборудование необходимо и лабораториям. Это проблема не только нашего университета, а и всех вузов в государстве.

Источник фото: facebook.com//Stanislav Nikolaenko (в Ботаническом саду НУБиП)

Как происходит борьба с коррупцией в университете? Как Вы считаете, каким должен быть уровень зарплаты преподавателя с ученой степенью?

Станислав Николаенко: Что касается первого, то хочу сказать, что в условиях колоссальной бедности бороться с этими явлениями сложно, но надо! Борьбу с неуставными отношениями мы начали сразу, как только я получил полномочия ректора. Разработана целая система, проведенны социологические исследования. Мы уволили нескольких преподавателей, заведующих кафедрами, на которых жаловались студенты, проводим постоянные соцопросы по этому вопросу, чтобы держать руку на пульсе.

Кроме того, ректоратом, лично мной, начата практика встреч со студенческим активом, где молодежь может откровенно поднимать различные вопросы, в т.ч. и неуставных отношений. И уже есть первые результаты — в рейтинге прозрачности национальных вузов CEDOS НУБиП поднялся на 14-е место, тогда как еще год назад было всего 80-е. Кстати, университет занимает сейчас 9 место из 300 вузов Украины.

А по второй части вопроса, то не менее 15 тыс. грн. Это немного. Еще 5 лет назад заработная плата в НУБиП была в пределах 500-800 долларов в месяц. Вот и посчитайте. Скажу прямо: реформирование заработной платы должно быть самой первой реформой в Украине. Не сделаем этого, ничего в стране не будет. Эта цифра не принята с потолка, а мнение тех самых преподавателей с ученой степенью, с которыми я не раз по этому поводу разговаривал. Потому голодный студент, преподаватель, как и голодный врач, — беда общества!

Есть ли возможность у студентов стажироваться за рубежом, по каким направлениям?

Станислав Николаенко: Наш университет — единственный в Украине, который ежегодно отправляет на стажировку за границу 500-600 студентов. Это результат того, что на сегодняшний день мы сотрудничаем с 146 университетами и научными учреждениями мира, участвуем в 49 международных программах. Отбор на стажировку, как правило, проводят наши зарубежные партнеры. А кандидатуры обсуждаются с учетом мнения студенческого самоуправления. Добавлю, что в университете уже около 120 преподавателей преподают на английском языке. Часто у нас выступают профессора из ведущих университетов мира.

Стараемся отправлять студентов по профилю обучения. Причем на разные сроки, но не менее трех месяцев. Недавно вернулись группы из Голландии и Германии. Студенты довольны и, в подавляющем большинстве, уверяют, что приобретенный опыт обязательно используют на практике в Украине. Есть об этом интересные материалы на нашем официальном сайте.

Целесообразна ли, по Вашему мнению, заочная форма обучения в аграрном вузе?

Станислав Николаенко: А почему бы и нет? Но я бы ее назвал точнее — дистанционное обучение. Ведь сколько случаев, корда человек на работе довольно успешен, но не имеет высшего образования, а руководство требует. Что же ему делать? Именно для таких людей и существует такая форма обучения. Причем ответственность в подходе к обучению таких студентов, как ни странно, порой на порядок выше, чем стационара. Ведь эти люди точно знают, чего хотят. А по старой форме обучения — заочной, то, конечно, ее надо обновить. По-старому жить нельзя.

Спасибо за интересную беседу.


Оксана Пирожок, AgroPortal.ua