Vodafone для АПК: цель — развернуть масштабную IoT-платформу

18 июня 2018, 07:00 5731

Мировой аграрный сектор в последние годы выходит на уровень автоматизации и диджитализации большинства процессов. В этом аграриям помогают передовые технологии и новые IT-решения. Украина на этом поприще пока что только стартует, и один из первооткрывателей — компания Vodafone, которая с недавнего времени комплексно смотрит на отечественный АПК.

О том, какие решения будет предлагать агропроизводителям Vodafone, мы поговорили с директором по продажам и абонентскому обслуживанию Евгением Булахом.

Расскажите подробнее о том, как пришли к тому, что нужно давать рынку новые решения?

Евгений Булах: Телеком давно вышел за рамки предоставления исключительно услуг связи. Во многом именно телеком задает тон в технологических инновациях, которые становятся фундаментом для развития в других отраслях. На сегодняшний день одним из главных мировых трендов является предложение услуг на стыке телекома и IT: интернет вещей (IoT), облачные сервисы, Big Data.

Пока что в плане внедрения таких решений и услуг Украина только начинает развиваться, в то время как другие страны уже значительно преуспели в этом направлении. К примеру, в США или Юго-Восточной Азии данные уже давно не передаются «вручную», а на основании автоматизированных алгоритмов. Эти инновационные услуги уже сегодня помогают нашим клиентам не просто увеличить прибыль своих предприятий, но и оптимизировать бизнес-процессы, снизить затраты. Сейчас рынку нужна не простая передача данных от датчиков к какому-либо центру управления, а комплексные решения, включая хранение и дальнейшую обработку данных.

Как операторы связи работают в аграрном секторе?

Евгений Булах: Самая распространенная и популярная у наших аграриев услуга — это передача данных с бортовых компьютеров полевой техники. Но новые технологии открывают новые возможности. Речь уже идет не только о замене ручного труда и автоматизации рутинных операций. Технологии становятся умными. Они способны выдавать решения на основе анализа полученных данных и давать точные прогнозы на будущее.

В прикладном смысле ситуация выглядит так: полевые датчики собирают данные о химическом составе почвы, при помощи мобильной передачи данных эта информация передается на сервер (причем это может быть как физический, так и облачный сервер). На сервере полученные данные собираются, сопоставляются с целым рядом других параметров: прогнозом погоды, уровнем влажности почвы, картой посевов (ведь для каждой культуры необходимый набор микроэлементов в почве индивидуален) и так далее. На основании анализа этих данных система рассчитывает необходимый набор и количество удобрений и запускает процесс их внесения. 

На каждом этапе оператор выполняет определенную функцию: начиная с передачи данных, предоставления серверов для сбора и хранения данных до IoT-решений и аналитики Big Data, на которой я хотел бы остановиться подробнее. 

Прикладное применение Big Data в аграрной сфере очень широко, особенно в сфере точного земледелия. За сезон аграриям приходится принимать более 40 различных решений: какие семена выбрать, когда сажать, как обрабатывать, когда поливать, чем удобрять, учитывая погодные факторы, чем лечить заболевшее растение и т.д. Пока решения принимаются на основе личного опыта. Big Data поможет существенно повысить урожайность за счет анализа накопленных данных, учета взаимодействия и влияния различных факторов, в результате чего точность принимаемых решений вырастет в разы. 

Как Big Data может работать в поле?               

Евгений Булах: Использование аналитики больших данных может быть эффективной инвестицией, которая по карману даже маленькой компании, когда речь идет о подходе data-sharing и межотраслевой интеграции. Когда крупная компания (например, производитель молочных продуктов), которая закупает у множества небольших хозяйств сельхозпродукцию, внедряет аналитическую платформу для сбора и обработки данных из разных источников — точное земледелие, экомониторинг, контроль за состоянием поголовья. В данном случае небольшие компании и даже фермеры, интегрированные в такую платформу, могут быть одновременно и источником данных, и клиентом, который получает готовые аналитические подсказки для точного и эффективного планирования своего бизнеса и производства. Такого эффекта можно достичь только за счет синергии — в одиночку каждая из этих компаний не сможет позволить себе такое решение не только финансово, но и ввиду отсутствия необходимых данных. 

Есть и другие примеры агро Big Data «на стыке отраслей»: 

1) Кредитный скоринг для фермеров. Пример из Африки из опыта Vodafone. M-Shwari — cовместный продукт мобильного оператора, разработчиков Big Data решений и банков, который на основе анализа данных мобильного оператора и выявленных взаимосвязей позволяет проводить кредитный скоринг, оценивать кредитные риски и платежеспособность и выдавать кредиты фермерам в Кении. Продукт позволил расширить доступ к кредитованию, в т.ч. через внедрение сервисов мобильных денег и мобильного платежного приложения (M-Pesa, у которого в настоящее время только в Кении 18 млн активных пользователей). В 2014 г. через M-Shwari было выдано более 20 млн микрокредитов на сумму почти $300 млн.

2) «Погодное страхование» мелких фермеров — Kilimo Salama. Страхование урожая мелких фермеров в Африке. Совместный проект, реализованный крупной страховой компанией UAP Insurance, мобильным оператором Safaricom и компанией Syngenta. В результате появился страховой продукт под названием Kilimo Salama. Это продукт, который, с одной стороны, помогает фермерам управлять рисками от осадков, изменчивости погодных условий и делать оценку будущего урожая, с другой стороны — позволяет страховой компании исключить субъективную оценку возможных потерь.

Все эти технологии позволяют свести к минимуму человеческий фактор, увеличить эффективность бизнеса. В странах, где в земледелии внедряются инновации, эффективность аграрных компаний намного выше. 

К примеру, в Новой Зеландии с одного гектара собирают вдвое больше пшеницы и кукурузы, чем у нас. А в Лихтенштейне один человек при помощи передовых технологий обрабатывает 18 га! 

Мы видим, что наши украинские партнеры также смотрят в этом направлении: ездят на международные выставки, изучают лучшие практики, и мы готовы помогать в реализации их самых продвинутых идей.

То есть, телеком-компании в АПК играют большую роль, чем просто мобильная связь?

Евгений Булах: Конечно. Первый этап — это передача данных от точечных пунктов к центральной базе данных, и телеком тут выступает мостом связи.

Второй этап — прием и обработка данных и выдача решений на их базе.

Третье — это Big Data, которая дает более точные и качественные алгоритмы принятия решений.

Что Vodafone хочет предложить аграриям на практике?

Евгений Булах: Для начала хотим предложить передачу информации с поля на централизованный пульт. Также мы предлагаем собственный ЦОД для сбора, обработки и хранения данных. Клиенты могут разместить собственные серверы в нашем ЦОД или воспользоваться облачными хранилищами. Это намного дешевле и выгоднее, чем содержать серверы где-то в полях. Тем более, размер облачных хранилищ легко регулируется в зависимости от объема информации.

Используя умную IоT-платформу, мы сможем сделать внедрение IoT-услуг для наших клиентов простым и быстрым, сможем интегрировать в одном продукте самые разнообразные датчики, устройства и приложения, необходимые аграриям, которые смогут собирать данные, и на основании Big Data, которую мы наполним алгоритмами, платформа начнет сообщать информацию без человеческого фактора.

Под каждого партнера мы готовы разрабатывать индивидуальное решение в зависимости от того, чем тот или иной бизнес занимается.

Как сейчас обстоит ситуация с внедрением подобных технологий в АПК в стране?

Евгений Булах: Сложно сказать, что диджитализация АПК проходит сегодня полноценно. Агрокомпании в этом вопросе можно разделить на несколько категорий.

Первые — те, кто давно инициативно внедряет технологии, пользуется зарубежной экспертизой и знает, какие решения нужны конкретно для его бизнеса. Но таких единицы. Вторые — те, кто вынужден переходить на IT-решения, поскольку специализация их предприятий требует этого. Третьи — те, кто только приглядывается к этим решениям, и четвертые — скептики.

Если с IoT и облачными сервисами наши аграрии уже более менее знакомы, то такие решения как Big Data — редкость. Это высший пилотаж, пока речь идет только о накоплении этих самых данных, которые в будущем пригодятся при планировании развития не только больших, но и маленьких компаний. С этими данными можно прогнозировать урожай, его объемы, эффективность использования ресурсов в зависимости от изменений климата, чтобы в итоге делать АПК более эффективным.

Какую цель Vodafone ставит по агросектору?

Евгений Булах: Наша цель — развернуть в Украине масштабную IoT-платформу, которая уже работает в разных странах мира, где есть Vodafone. При этом мы понимаем, что есть конъюнктура и разница в эволюционном моменте, в котором мы находимся.

Пока у нас нет сформированного IoT-рынка, нужно начинать с базовых вещей, шаг за шагом демонстрировать клиентам эффект от IoT-решений, запросов на которые в аграрной сфере намного меньше, чем в других отраслях.

У многих предприятий сейчас уже есть свои решения. Будете ли предлагать доработать их или синхронизировать с другими сервисами?

Евгений Булах: Мы будем предлагать профессиональные решения, отработанные и показавшие отличные результаты на других рынках. В этом наше конкурентное преимущество. Наша умная платформа является универсальной, это означает, что она отвечает единому стандарту и не зависит от производителей датчиков или приложений. Она позволит эффективно интегрировать практически любые устройства, которые будут необходимы нашим клиентам. А телекоммуникационная инфраструктура для передачи данных уже построена.

Сегодня аграрии говорят, что не во всех селах есть покрытие. Как можно устранить эту проблему? Есть ли у компании какой-то план развития расширения покрытия в сельской местности? 

Евгений Булах: Сегодня покрытие мобильной связи в Украине — 92% территории, на которой проживает 98% населения. Сеть строится прежде всего там, где есть потенциальные абоненты. Строительство требует миллионных капиталовложений, и, естественно, строить сеть там, где она не будет востребована, означает выбрасывать деньги на ветер. Но с развитием IoT появляется отдельный сегмент «пользователей» — различные датчики и сенсоры для сбора и передачи данных. Поэтому мы готовы строить сеть и в полях, если есть запрос на реализацию решения типа «умное поле». Это стандартная практика — строительство базовых станций по запросу клиента. 

Многие аграрии относятся скептически к Big Data, при этом Vodafone воспринимают как «трубу» для передачи данных. Как собираетесь достучаться до аграриев?

Евгений Булах: Успех любого дела зависит от доверия. Нашими партнерами будут те, кто в нас верит, а скептиков можно будет убедить результатами.

Есть ли среди клиентов Vodafone аграрии?

Евгений Булах: Есть. Пока это аграрии, которые пользуются датчиками и устройствами для передачи данных и настраивают их вручную. Есть предприятия, для которых мы строили сеть с учетом их бизнес-потребностей. И некоторые из них, мы знаем, вполне готовы для внедрения полноценных smart-решений.

Когда планируете выйти с практическим кейсом?

Евгений Булах: Примерно к концу года, если говорить об IoT-платформе. Для скептиков уже есть некоторые данные клиентов. В плане реализации больших комплексных решений мы пока на старте — это процесс не одного дня. Но мы верим в то, что интернет вещей серьезно трансформирует украинский аграрный бизнес.

Спасибо за уделенное время.


Алла Стрижеус, Наталья Ключникова, AgroPortal.ua