Агробизнес в зоне АТО: два года испытаний

21 апреля 2016, 14:50 2369

В апреле 2014 г. в восточных областях страны начались боевые действия. За этот период обстоятельства изменили Украину и украинцев: наши ценности, эмоции и потребности. Особенно перемены коснулись тех, кто живет и работает недалеко от линии фронта.

Местный агробизнес также попал в непростое положение. Война «засеяла» в черноземы Луганской и Донецкой областей, где созревала пшеница, кукуруза и другие культуры, осколки снарядов и мины. А в Мариуполе «под прицелом» работал и работает важнейший в регионе порт.

Как переживают немирное время аграрии восточной Украины, AgroPortal.ua рассказал исполнительный директор ООО «Укртрансагро», член Рабочей группы по поддержке бизнеса в зоне АТО Европейской Бизнес Ассоциации Артем Мазный.

 Источник фото: ЕБА

Хроники войны Мариупольского порта

Первый раз экспортеры и трейдеры почувствовали прессинг, когда в Мариуполе (как и во многих других городах региона) стали проводиться митинги сепаратистов и произошел захват здания горсовета в апреле 2014 г. Уже тогда объемы поставок зерна на терминал и отгрузки судов резко уменьшились, но все-таки не прекратились.

Открытие Новоазовского фронта в августе 2014 г. вызвало панику среди трейдеров, экспортеров, перевозчиков и других участников логистической цепочки экспорта зерновых из Украины. Поток транспорта на терминал сразу же прекратился. В срочном порядке были отгружены накопленные объемы, и бизнес-активность практически прекратилась.

Ближе к зиме 2014-2015 гг. трейдеры осторожно, но все-таки начали проявлять свою активность в Мариуполе. Однако, после каждой громкой новости или активных боевых действий в непосредственной близости от Мариуполя (обстрел «Градами» микрорайона Восточный, бои за Широкино) приемка и накопление приостанавливались, программы сворачивались. Также различные СМИ постоянно злоупотребляли громкими заголовками и адекватным освещением событий в регионе, что только усугубляло ситуацию. Руководство терминала и логистической компании постоянно встречались с трейдерами и экспортерами для разъяснения реальной ситуации в регионе и обоснования возможности работы в Мариуполе.

Т.к. на данный момент боевые действия находятся в вялотекущем состоянии и ситуация в регионе относительно спокойная, на терминале присутствуют и осуществляют свою деятельность как «старые» трейдеры, так и новые, привлеченные партнерской логистической компанией «УТА Логистик».

Источник фото: vse-grani.com
Источник фото: vse-grani.com

Логистика: все пути в обход

Основные логистические пути и направления были разорваны. Автомобильная дорога Луганск-Донецк-Мариуполь, по которой осуществлялось основное перемещение зерновых грузов автомобильным транспортом, не функционирует. Производители северных районов Луганской области, которые всегда были ориентированы на Мариуполь, переориентировались на элеваторы Харьковской области, а затем, с помощью железной дороги, зерно отправляется в порты Черного моря. Те же поставщики, которые решили поставить свое зерно в Мариуполь, вынуждены объезжать оккупированные территории и нести дополнительные расходы на транспортировку.

То же самое касается и железной дороги, которая уменьшила свою пропускную способность в направлении Мариуполя и увеличила протяженность маршрутов, и, как следствие, стоимость транспортировки зерна.

Отдельно отмечу сокращение грузовой базы и региона поставок из-за оккупации отдельных районов Донецкой и Луганской областей и потери контроля над ними.

Железнодорожный мост между Горловкой и Авдеевкой, возле линии фронта. Источник фото: bigmir.net
Железнодорожный мост между Горловкой и Авдеевкой, возле линии фронта. Источник фото: bigmir.net

Сегодня

Некоторые предприятия агросектора из оккупированной территории проводили перерегистрацию на территории Украины для продолжения бизнес-активности и уплаты налогов в бюджет Украины. Точное число назвать сложно.

Сегодня они и представители другого бизнеса региона сталкиваются со вполне объяснимыми ограничениями перемещения грузов: блокпосты, повышенный контроль со стороны правоохранительных органов, военных, контролирующих органов.

Агробизнес из зоны АТО нуждается в законодательном урегулировании вопросов ведения деятельности на неподконтрольных территориях, налогообложения, перемещения товаров с/на эти территории.

ЕБА в помощь бизнесу зоны АТО

Европейская бизнес ассоциация постоянно ведёт диалог с представителями Государственной фискальной службы, Службы безопасности Украины, народными депутатами и прочими заинтересованными лицами с целью донесения проблем бизнеса и привлечения внимания к данному вопросу.

На данный момент в Верховной Раде зарегистрирован Законопроект № 3737 «О внесении изменений к некоторым законодательным актам, касательно уточнения понятия территория проведения антитеррористической операции и усовершенствования механизмов её определения». В разработку данного Законопроекта активно включались представители Ассоциации. По нашему мнению, этот документ облегчит применение Закона «Про временные меры на время проведения антитеррористической операции».

Более того, сейчас Рабочая группа по поддержке бизнеса в зоне АТО Ассоциации работает над законодательными предложениями по урегулированию вопросов бизнеса с Государственной фискальной службой Украины.


Александр Ковальчук, AgroPortal.ua