Овощи с амбициями, или 10 лайфхаков от Сергея Завгороднюка

09 мая 2018, 07:00 7870

Захватывающий оцифрованный проект и результат, который виден уже через 100 дней, — разве не этого хотят молодые люди, у которых много амбиций? Овощной бизнес именно такой, считает основатель группы компаний Green guild group Сергей Завгороднюк.

Вы, наверное, сразу улыбнетесь, когда увидите его продукцию в овощных отделах большинства супермаркетов. Она легко узнаваема по добрым забавным названиям: «Вовка-морковка», «Пани цыбулька», «Матуся-патуся», «Буряк Бурякович». Это общие торговые марки, семья. Сергей Борисович называет их «домашними брендами»: «Вкус тоже зависит от настроения, поэтому выбираем названия, которые вызывают улыбку и поднимают настроение».

Лайфхак 1. Работать отдельными проектами

Четыре базовых овоща — картофель, морковь, свекла и лук — основа Green guild group. От нее не отступают. Каждый сезон для каждой культуры рассматривается как отдельный проект для воплощения — формируется и защищается в ноябре, уточняется осенью (если, например, на рынке появились новые препараты и стоит их попробовать) и вплоть до реализации готовой продукции. Можно проследить результативность своих действий и отслеживать их в течение 100 дней развития растения и успешности продукта у покупателя.

Источник фото: Green guild group
Источник фото: Green guild group

Лайфхак 2. Оцифруйся или умри

Digital or die — Сергей Завгороднюк в оригинале цитирует актуальное выражение. «У нас все по-современному: можно моделировать и оцифровывать весь процесс производства, учет, анализ, а также делать прогнозы. И вот когда сложить весь этот кластер компетенций в одно ядро, научиться им управлять — тогда человек видит свое реальное влияние на растение. А Господь нам поможет».

Поля компании, а это 450 га земли возле Гостомеля Киевской области, дают до 98% запланированного урожая, а 2% оставляют на неблагоприятные погодные условия. Высокотехнологичный подход и 100-процентное орошение дают такую уверенность в урожайности. Правда, для этого надо было проложить более 3 км водопровода из реки Ирпень и обустроить технические водоемы под перекачивающие узлы. Уверены: на картофеле и овощах технологии должны быть исключительно оросительными.

«Мы много учились технологиям в Америке, Израиле, Голландии. Поняли, что от скорости переработки полевой информации зависят и все другие показатели, — рассказывает Сергей Завгороднюк. — Искали, как превратить все процессы в математику, в цифру. Сотрудничаем с несколькими ІТ-компаниями, которые помогают это сделать.

Убедились: невозможно один раз и навсегда поставить какую-то одну универсальную программу для всех полей и культур. Каждое хозяйство должно само выбрать программное обеспечение и приспособить для своих полей.

Когда именно в твоих руках оказывается развитие растения, и ты реально влияешь на производство и конечный результат — это очень увлекательно! Молодежь особенно кайфует от таких возможностей».

Лайфхак 3. Экономия благодаря технологиям

Сергей Борисович показывает видео, как с идеальной точностью «по GPS высаживается лук», при этом звучит классическая музыка J). А работа поливной установки, снятая с дрона, вообще выглядит космически. Эстетика и экономия — в точности.

Только Green guild group при поливе, через дождевание на картофеле и моркови использует фертигацию — вместе с водой добавляют и удобрения, которые вкладывают исключительно в зону развития корнеплодов. Благодаря этому процессу достигают экономии в 20%.

По комплексным программам исследуются особенности почв, спланированных под определенные культуры, рассчитывается индекс NDVI, вносится комплекс макро- и микроудобрений — все эти данные в конце концов собираются и анализируются. В хозяйстве уже накопили расширенную базу этих данных за последние 4 года.

Источник фото: Green guild group
Источник фото: Green guild group

Лайфхак 4. 6-польный севооборот

Уже 12 лет компания Green guild group четко придерживается 6-польного севооборота. Каждая культура попадает на одно и то же поле не раньше, чем на 6-й год.

Лайфхак 5. Полный цикл

Бизнес начался буквально с нуля на месте руин заброшенного консервного завода. Сразу планировался полный цикл производства — от выращивания и до магазинного прилавка.

Теперь в компании 10 тыс. контейнеров вместительностью до 1,2 тонны каждый. Под каждую культуру оборудованы современные склады, которые строились совместно с голландскими компаниями и были признаны лучшими по уровню энергоэффективности. Здесь одновременно могут храниться 14-15 тыс. тонн овощей и еще 8 тыс. тонн — приниматься с колес. На территорию постоянно заезжают грузовики из разных областей.

Сергей Завгороднюк признает: окупаемость хранилища картофеля — слабая, нужно для этого лет 20. На моркови, луке, свекле средства возвращаются за 5-6 лет. Но ситуация выглядит в корне другой, если рассчитывается окупаемость полного цикла производства, а не отдельных объектов. Именно поэтому компания Завгороднюка выбрала стратегию работы полным циклом.

В кабинете у руководителя — огромный экран для онлайн-наблюдения за всей территорией логистического комплекса. Видим и грузовики, и ряды контейнеров на складах, и линию мойки, сортировки, калибровочную установку, работающую по специальной компьютерной программе.

Источник фото: Green guild group
Источник фото: Green guild group

Лайфхак 6. Калибр имеет значение!

Морковь — сакральный продукт для компании Green guild group. С нее все начиналось. И ключевую роль сыграло тщательное отношение к выбору семян конкретных сортов, к размеру конечного продукта — точным диаметру и длине каждого овоща.

Green guild group нашли партнеров-немцев для линии по выпуску малышки-морковки по технологии Бэби Керот (Baby Carrot) и морковного хранилища на 1,5 тыс. тонн.

Затем научились работать с системой ритейла.

«В 2004 году мне в супермаркетах едва на пальцем у виска крутили, когда первым начал предлагать маленькие морковные снеки, уже готовые к употреблению — помытые и очищенные, из специальных сортов моркови, — вспоминает Сергей Борисович. — Мол, никто брать не будет, наш менталитет — порыться в общей куче и выбрать самому.

Но мы все равно выбрали европейское направление. Теперь понятно, что такая ставка была правильной. Принципиально не хотелось продавать грязь на своих овощах. Мы можем реализовывать овощи из разных стадий обработки — неперебранные по размеру или нефасованные, но никоим образом не грязные!»

Именно килограммовый пакет отсортированной и откалиброванной моркови в 2013 году получил Золотую медаль лучшего товара года. Компания продает десятки миллионов упаковок в год в 2200 супермаркетах на территории Украины.

Лайфхак 7. Работать на постоянного покупателя

Человек, который покупает упакованное, должен быть уверен в качестве того, что внутри, — уверен Сергей Завгороднюк и считает это основным принципом борьбы за доверие постоянного потребителя. Говорит, что за 14 лет уже успело смениться целое поколение покупателей, которое дороже ценит свое время и поэтому покупает качественный продукт в красивой упаковке: «Когда покупатель решительно кладет наш пакет к себе в корзину, я понимаю, что он уже имеет собственный опыт, а следовательно, доверие к нам».

Руководитель не считает завышенными требования супермаркетов: «Мы же вместе работаем на покупателя. Прилавок должен как можно лучше продаваться и угождать покупателю. Тем более, что это НАША продукция. Относимся к сетевым супермаркетам как к партнерам. К строгим требованиям и трудностям надо привыкнуть».

Лайфхак 8. Только жесткие стандарты

С самого начала, с 2004 года компания сформировала собственные подходы к качеству, имплементированные под стандарты ООН. Без проблем получила сертификаты ISO 22000, ISO 9001. Второй год на 3 культуры имеют также сертификат экологической безопасности GLOBAL. G.A.P., готовы к его ежегодному подтверждению, гарантируя как безопасность выращенной продукции, так и безопасность всего цикла производства.

Лайфхак 9. Кадры обучим

Относительно кадров у Сергея Завгороднюка есть своя формула баланса: «Специалиста надо так классно обучить, чтобы он мог реализоваться в любом месте и в сложных условиях чувствовал себя уверенно. Но одновременно надо наладить с ним такие взаимоотношения, чтобы он не хотел от тебя уйти».

Агрономов хозяйство выбирает в профильном вузе, в НУБиП, приглашая лучших студентов на практику, давая им отдельные задачи, анализируя их отчеты.

Коллектив здесь преимущественно молодой. Особенно удобно тем, кто хочет учиться бизнесу. Вот и недавно агрономы предприятия вернулись из-за границы, где учились новым технологиям. Green guild group партнерствует и даже дружит со многими предприятиями Израиля, Голландии, специалисты ездят, обмениваются опытом, учатся.

«Между компетенцией и желанием работать мы выбираем желание работать. Компетенцию можем нарастить, если у человека есть желание», — правило Завгороднюка.

Сейчас на предприятии в Гостомеле работает 120 штатных сотрудников. В сезон добавляются и работники на полях.

Лайфхак 10. Социальный проект для региона — выработать ДНК местности

В течение 3-х лет Green guild group восстанавливали земли в пойме реки Ирпень, где были двухметровые сорняковые заросли и ежегодно возникали длительные пожары. Едкий торфяной дым раздражал не только Гостомель, Бучу, Ирпень, но и доставал жителей столицы. Пока местные власти не обратились за помощью к овощеводам. Пожары прекратились, теперь на торфяниках уже второй год выращивают картофель и морковь.

Компания активно участвует в формировании Агентства регионального развития Гостомеля, была среди инициаторов местного бизнес-форума. Сергей Завгороднюк уверен: реформирование региона — это тоже отдельный проект, и без бизнеса, который способен на системный подход, его не осилить.

«Мы вместе производим ДНК этой местности. Чтобы всем жилось комфортно. Мне нравятся методы поселкового головы, который, например, привлекает правильных ученых, в частности, из команды Киево-Могилянской академии. Пытаются услышать все слои населения, чтобы заложить оптимальную модель развития. Она планируется не на 1 или 2 и 5 лет, а на долгосрочную перспективу. Действуют не ради сегодняшнего момента, а на перспективу. Это очень круто, поэтому мы тоже присоединяемся».


Ирина Садовая, AgroPortal.ua