Покупка в один клик: аграрное будущее за Интернетом

04 мая 2018, 07:30 3464

В повседневной жизни мы, стараясь сэкономить время, все чаще прибегаем к онлайн-услугам и покупкам. Насколько реально окунуться в Интернет с головой, работая в агропроизводстве, и, что главное, — есть ли там нужные предложения для агробизнеса?

По оценкам компании EVO за прошлый год товарооборот физических товаров и услуг в e-commerce вырос на 30% и составляет примерно 50 млрд грн. Чаще всего в 2017 году покупали одежду, обувь, бытовую технику, товары для дома и сада.

«Доверие к интернет-магазинам растет и в 2018 году. Темпы развития сохранятся, а товарооборот товаров и услуг в e-commerce составит 65 млрд грн. Если раньше рост обеспечивали продажи сегмента одежды и обуви, то в ближайшие годы все изменится», — прогнозирует директор по развитию EVO Денис Горовой.

Вполне вероятно, что эти изменения внесет именно аграрный бизнес. Ведь будучи одной из самых мощных отраслей по производству продукции и в то же время потребителем ресурсов, аграрии могут занять свою нишу в Интернете.

Отсутствие спроса все же рождает предложение

По словам специалиста по решениям электронной коммерции компании Soft.Farm Петра Зуя, на данном этапе клиенты обращаются для разработки интернет-магазина товаров для агробизнеса не так часто, как хотелось бы. Но при этом он отмечает, что роста объема продаж в интернете невозможно избежать, это лишь вопрос времени.

Петр Зуй рассказывает, что для создания интернет-магазина потребуется минимально около двух-трех недель, средний проект займет примерно 3-6 месяцев, а для создания большого проекта нужно не меньше года. Соответственно и ценовой диапазон разный, минимум стартует от 40 тыс. грн.

«Как и в каждом бизнесе, при создании интернет-магазина владелец должен сформировать конкурентные преимущества, продумать всю цепочку процесса продажи, спланировать дальнейшее развитие бизнеса, предусмотреть рост, — поясняет Петр Зуй. — Если на старте все эти требования не будут учтены при проектировании системы, то в дальнейшем вы непременно столкнетесь с тем, что выбранная технология или архитектура проекта станет препятствием для дальнейшего роста. Поэтому, когда нас спрашивают о стоимости, мы, как компания, имеющая богатый опыт в разработке и проектировании интернет-магазинов, всегда опираемся не на наиболее дешевое решение, а на решение, которое позволит в дальнейшем клиенту легко масштабировать бизнес, имея все необходимые для этого инструменты. В таком случае стоимость решения будет начинаться ориентировочно от 40 тыс. грн».

Как рассказывает представитель компании Soft.Farm, обычно они помогают клиентам со всеми вопросами, которые могут возникнуть в процессе проектирования, создания и дальнейшего развития интернет-магазина — начиная от выбора правильного хостинга и его настройки и заканчивая последующим сопровождением и поддержкой магазина.

Частный предприниматель Владимир Цыбульский уже много лет занимается разработкой сайтов и отмечает, что нельзя отнести интернет-магазины к последним открытиям. По его словам, этот формат будет актуален всегда, но эффективность его работы зависит от отдела маркетинга. «Из-за специфичности направления и узконаправленности заказы на создание интернет-магазинов для торговли продукцией для агробизнеса случаются действительно редко. Цены на эти услуги разные, в зависимости от функционала, но можно с уверенностью сказать, что стартуют они от $5000». — отмечает Владимир Цыбульский. 

То, что удобно клиенту, выгодно продавцу

Компания «Спектр-Агро» делает первые шаги в интернет-торговле. Совсем недавно крупный дистрибьютор семян, средств защиты растений, минеральных макро- и микроудобрений, сельхозмашин от ведущих мировых и украинских производителей, запустил свой интернет-магазин.

Как рассказывает директор департамента маркетинга ООО «Спектр-Агро» Нелли Булаченко, решение о создании интернет-магазина компания приняла в конце 2017 года. «В последнее время наблюдается огромный спрос у населения на покупки через интернет-ресурсы, за счет этого сервиса люди стараются экономить свое время, — рассказывает Нелли Булаченко. — Поэтому мы решили: почему бы не предложить определенной категории наших клиентов — фермерам, небольшим хозяйствам, садоводам — делать покупку СЗР, семян либо удобрений не выходя из дома! Ведь это сегодня очень актуально».

В компании «Спектр-Агро» отмечают, что важное отличие от большинства других аграрных интернет-магазинов — это то, что у компании есть имя официального национального дистрибьютора всех европейских поставщиков, начиная с 2009 года. А имея региональные склады практически во всей Украине (20 региональных представительств), в «Спектр-Агро» утверждают, что смогут обеспечить первоклассный сервис и быструю доставку товаров.

SALE и гарантия качества

В компании «Агро Арена» отмечают, что сегмент онлайн-продаж растет практически во всех странах мира, и особенно в Восточной Европе. Принимая во внимание эту тенденцию и имея большой перечень предложений для сельхозпроизводителей — это семена кукурузы, подсолнечника, сои, пшеницы, гороха как от отечественных производителей, так и от мировых лидеров, а также средства защиты и удобрения, компания в прошлом году создала интернет-магазин.

«Мы не пионеры в этой области, на данный момент Интернет пестрит обилием интернет-магазинов, которые поставляют семенной материал, СЗР, микроудобрения и др. товары для эффективного ведения сельского хозяйства, но аграрии по-прежнему с опаской доверяют свои деньги, боясь в результате получить некачественный товар и плохой сервис, — рассказывает руководитель по развитию ООО «Агро Арена» Елена Недиля. — Наша цель — помочь фермеру купить именно качественный товар и качественный сервис. На данный момент среди наших клиентов — и фермеры с банком земли от 20 га, и крупные хозяйства, у которых банк земли свыше 20 000 га. Для нас важен каждый клиент, поэтому и возникла идея создания интернет-магазина. Наш магазин работает первый год, но аграрии уже активно пользуются этим сервисом, не боятся делать предоплату наперед. Активность клиентов наблюдается по всей территории Украины, и в дальнейшем, надеемся, она будет только расти».

Елена Недиля отмечает, что их клиенты, заказывая товар через интернет-магазин, могут получить онлайн-консультации по продуктам, быстрый сервис и цены производителя. Вместе с товаром аграрий получает также сертификат качества на семена, средства защиты, микроудобрения.

«Мы отличаемся от других интернет-магазинов тем, что, работая с разным сегментом аграриев, имеем возможность показать, как работают продукты в поле, так как проводим семинары на базе демопосевов производителей по всей территории Украины. Актуальная информация всегда есть на сайте, таким образом, аграрии могут ознакомиться с продуктом в поле, а заказ сделать в интернет-магазине уже с осени», — рассказывает Елена Недиля.

Среди преимуществ онлайн-закупки ресурсов для аграрного производства представитель «Агро Арена» также называет: экономию времени, ведь клиент покупает товар в интернет-магазине в удобное для него время 24/7; бесплатную доставку; возможные скидки, акции и специальные предложения; возможность оплатить товар как на сайте, так и при его получении.

Веря в в то, что аграрии в скором времени будут массово скупаться в интернет-магазинах, компания «Агро Арена» уже сейчас работает над сервисом отслеживания доставки онлайн, который станет доступен аграриям с осени.

Осознанный выбор как защита от мошенничества

Глава правления Общественного союза «Украинская промышленная ассоциация защиты растений» и руководитель аграрного комитета Украинской Бизнес Ассоциации Сергей Кузьменко советует покупателям основательно подходить к подбору интернет-магазина. «В первую очередь убедитесь, что товар предоставляет официальный дистрибьютор компании-производителя, ведь сегодня подделывают продукцию не только больших мультинациональных компаний, но и отечественных производителей, — отмечает эксперт. — Также можно ориентироваться на цену товара. Если в интернет-магазине цены значительно занижены, это должно насторожить. Мы не единожды сталкивались с тем, что в интернет-магазинах продается откровенно поддельная продукция в упаковках, визуально совпадающих с оригинальной продукцией. К примеру, в ассоциацию обращались покупатели из Харьковской области, которые приобрели препарат. После использования оказалось, что средство не сработало. С жалобой они обратились к нам, и в результате выяснилось, что раствор продавался в ампулах, при этом производитель данного препарата не имеет такого вида фасовки. То есть, человек в интернет-магазине купил явную подделку».

Сергей Кузьменко также отмечает, что покупателю в интернет-магазине обязательно должны предоставить товарный чек или накладную. Дополнительно также покупатель вправе потребовать сертификат качества на приобретаемую продукцию.

Еще эксперт обращает внимание на сезонные скидки на такой товар как семена или СЗР. «Бывает, что в интернет-магазинах продают остатки с прошлого сезона, но при этом покупатель должен задуматься о способе хранения продукции, ведь не все склады имеют специальные условия — нужные температурные режимы, влажность и т. д», — отмечает Сергей Кузьменко.

По его словам, деятельность интернет-магазинов регулируется Законом Украины «О защите прав потребителей» и соответственно контролируется Государственной службой по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Сергей Кузьменко отмечает, что он, как глава правления Общественного союза «Украинская промышленная ассоциация защиты растений», уже долгое время инициирует создание комиссии, куда бы входили представители контролирующих органов и профильных ассоциаций. «Совместно организованные проверки пунктов продаж были бы более эффективны», — уверен Сергей Александрович.  

Есть ли контроль?

В Государственной службе Украины по вопросам безопасности продуктов питания и защиты потребителей сообщают, что основными нормативно-правовыми актами, регулирующими интернет-торговлю в сфере защиты прав потребителей, являются Законы Украины «О защите прав потребителей», «Об электронной коммерции», а также Правила продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 19.04.2007 № 103.

В случае несоблюдения или нарушения требований Правил продажи к должностным лицам предприятия применяется административный штраф в размере от 1 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (часть первая статьи 155 КУпАП).

К самому субъекту хозяйствования применяется административно-хозяйственная санкция, размер которой зависит от вида нарушения.

В Госслужбе Украины по вопросам безопасности продуктов питания и защиты потребителей предупреждают, что в период сезона активного использования СЗР агрохимические препараты стоит покупать только в специализированных магазинах или у сертифицированных дистрибьюторов. В службе отмечают, что все продавцы, как в онлайн, так и оффлайн-магазинах, должны иметь соответствующие сертификаты на продукцию.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua