Вызовы для украинского агропромышленного комплекса. Что сработает?

30 сентября 2016, 10:55 2919

Изменение структуры экспорта украинской агропродукции, развитие сельских территорий в целом и оживление жизни на селе в частности — вопросы, которые тесно переплетаются и остаются одними из ключевых в эффективном функционировании агропромышленного комплекса.

Какие вызовы стоят перед отечественным сельским хозяйством и какие решения сработают, рассказала заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Ольга Трофимцева.

Как нового заместителя министра по вопросам евроинтеграции меня часто спрашивают о том, какие рынки мы планируем развивать. Уже несколько лет подряд крупнейшими импортерами украинской агропродукции является Азия (занимает 40% нашего экспорта), ЕС и Африка. Думаю, что в среднесрочной перспективе география особо не изменится, но мы будем развивать регионы по структуре экспорта.

Изменение структуры украинского экспорта с преобладанием продуктов с добавленной стоимостью для меня лично является своеобразным вызовом. Однако здесь я хотела бы выделить несколько основных проблемных вопросов, которые тесно связаны с перспективами экспорта и переплетаются между собой.

Кооперативы или кластеры...

Прежде всего, продукты с добавленной стоимостью могут экспортировать производители нишевой продукции. А это — средние и малые предприятия. Но сталкиваемся с первым комплексом проблем: недостаточное финансирование, чтобы обеспечить соответствующее качество всего процесса переработки, сделать сертификацию, малые площади для того, чтобы формировать товарные партии продуктов на экспорт, и тому подобное.

Выход есть — объединяться. Но сама идея создания кооперативов вызывает среди фермеров в основном негативную реакцию. Более того, эта идея в стране в целом не воспринимается. Хорошо, давайте говорить о кластерах, которые могут стать хорошей альтернативой и стимулировать экспорт продукции с добавленной стоимостью.

Чем отличается кластер от кооперативов? Во-первых, региональным признаком объединения. Во-вторых, это более широкое объединение: в него входят не только производители и переработчики продукции, но и научно-исследовательские учреждения, консалтинг-фирмы, лаборатории и т.д. Думаю, в Украине что-то подобное могло бы сработать, в том числе, и в таком проблемном секторе как молочный.

Развитие сельских территорий

Еще одна дискуссионная тема, без которой также нельзя рассматривать развитие агросектора. Возможно, со временем у нас будет как в Америке или Австралии, где на 200-500 км одна ферма. Но лично мне не хотелось бы такого будущего для села.

Именно поэтому, я считаю, что как раз кластеры и способны оживить село. В Европе распространена тенденция переезжать в села, если там есть комфортные условия проживания.

Конечно, здесь мы подходим к вопросу инвестиций. Все, кто занимается агропроизводством, знают, как сегодня трудно найти средства в любой форме для развития или расширения производства, особенно, если говорить о малых и средних производителях.

Возможности сегодня для этого есть. Это международные средства, но о них мало кто знает. И это работа министерства — доносить информацию до сельхозтоваропроизводителей. И мы этим начали заниматься.

Почему фермеры не любят считать

Говоря о привлечении средств, следует выделить еще одну проблему: наши производители не хотят просчитывать различные варианты производства. Тратят последние деньги на средства защиты растений, удобрения и т. д., абсолютно не считая, нужно ли это делать, как от этого зависит урожайность, меняется ли она вообще.

В Украине не плохо бы было организовать что-то наподобие школы фермера, как, например, это делается в США. Иногда в регионе такие условия и земля, что целесообразнее перейти на органическое производство. Но в основном от этого отмахиваются сразу, как от заведомо убыточного бизнеса, даже не делая попыток посчитать, выгодно это или нет.

Возвращаясь к теме экспорта, хочу сказать, что нужно опять же считать, что выгоднее — продавать, например, зерно украинской компании-посреднику, или попробовать самому выйти на внешние рынки.

Как видим в агросекторе нельзя какие-то вещи рассматривать отдельно. Украинским агропроизводителям нужно быть смелее в принятии новых креативных и ответственных решений. И это сработает.


AgroPortal.ua по материалам выступления Ольги Трофимцевой на AgriDrink (26.09.2016 г.)