Законопроект № 6606: опровержение фейков

13 марта 2018, 07:00 5722

С конца 2016 года регистрация подавляющего большинства оригинальных инновационных СЗР нового поколения в Украине заблокирована. Произошло это потому, что в рамках большого дерегуляционного законопроекта во втором чтении без обсуждений с агросектором появилось требование документального подтверждения государственной регистрации пестицидов в стране производителя.

За последние два года существования этого требования процесс вывода устаревших пестицидов с рынка существенно замедлился. Это сработало на пользу тем генерическим компаниям, не имеющим в своем портфеле новейших разработок и новых инновационных действующих веществ. Таким образом, создается диспаритет конкуренции на рынке, когда компании, которые не разрабатывают новейшие продукты, оказались в более выигрышном положении, чем международные лидеры по разработке инноваций. Украина сама искусственно ограничила доступ своих же аграриев к новейшим достижениям в области систем защиты растений.

Законопроект № 6606 призван устранить эти дискриминационные нормы, и за его принятие выступили как научно-исследовательские институты, которые проводят исследования пестицидов в Украине, так и все бизнес-сообщество во главе с ведущими аграрными ассоциациями.

В чем же обвиняют авторов законопроекта № 6606, какие аргументы приводят противники документа? Все публикации, которые почему-то одновременно появились в СМИ, можно объединить в 4 «фейка». Мы попытались разобраться и проверить все, что касается этой сложной темы.

Фейк 1. Отмена регистрации ввозимых пестицидов станет шагом к экспериментам над украинцами.

В законопроекте № 6606 не идет речь ни о какой отмене регистрации пестицидов, ввозимых в Украину. Согласно ст. 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах», ввоз на таможенную территорию Украины, производство, торговля, применение и рекламирование пестицидов и агрохимикатов до их государственной регистрации запрещены. И законопроект № 6606 не предусматривает никаких изменений в части этой нормы.

Фейк 2. Украину превратят в площадку испытания незарегистрированных пестицидов или в полигон для утилизации пестицидов, которые по каким-либо причинам, в том числе из-за опасности их для ЕС, например, не были зарегистрированы там.

Утверждение относительно запрета этих продуктов в ЕС является абсурдным, поскольку речь идет об образцах новых, еще нигде не зарегистрированных препаратов. Новый незарегистрированный продукт не может быть запрещенным или не запрещенным, потому что он должен пройти целый ряд исследований и оценок (экологическое, биологическое, токсикологическое исследование), по результатам которых устанавливается соответствие этого продукта законодательно установленным нормам и стандартам безопасности конкретной страны и принимается решение о его допуске или недопуске к государственной регистрации, как постоянной, так и экспериментальной. Украина может и должна самостоятельно определять уровень качества и безопасности препарата и принимать решения относительно возможности его применения в нашей стране, как это и было всегда.

Фейк 3. Для научных экспериментов, в том числе для наших научных учреждений, нет ограничений на ввоз новейших действующих веществ. Эта норма лишь сдерживает импорт готовой продукции.

Письма Института защиты растений НААН Украины, Института кормов и сельского хозяйства Подолья, Института риса, Института физиологии растений и генетики, Мироновского института пшеницы имени В.М. Ремесла свидетельствуют об обратном. Становятся невозможными исследования по оценке технической и хозяйственной эффективности новейших пестицидов, регламентов их применения и включения их в дальнейшем в современные системы защиты сельскохозяйственных культур. Например, в письме Института физиологии растений и генетики НАНУ в ответ на просьбу Европейской Бизнес Ассоциации (EBA) разъяснить, изменилось ли что-то с принятием действующей нормы, указано, что по состоянию на сентябрь 2017 года уже были приостановлены исследования нескольких инновационных продуктов, в частности, гербицидов для защиты посевов озимой пшеницы и рапса, которые по эффективности и экологической безопасности превышают все известные в настоящее время препараты, зарегистрированные в Украине для применения на этих культурах.

Фейк 4. Законопроект № 6606 противоречит законодательству Европейского союза и нарушает европейские нормы.

Согласно данным Европейской ассоциации защиты растений (ЕСРА), нормы относительно предоставления подтверждения государственной регистрации в стране производства для образцов незарегистрированных СЗР не существует ни в законодательстве США, ни в законодательстве ЕС, а ввоз образцов незарегистрированных СЗР для целей государственных испытаний и научных исследований, так же, как и в Украине, регулируется с помощью разрешения на ввоз.

Действующая норма законодательства не является защитным барьером на пути попадания незарегистрированных пестицидов в Украину, зато создает искусственные преграды для ввоза образцов инновационных препаратов для научно-исследовательских целей и государственных испытаний. Неоднозначное толкование этого положения приводит к различного рода злоупотреблениям и созданию коррупционных предпосылок.

Законопроект № 6606 призван отменить дискриминационную норму для инновационных препаратов. Кто может выступать против такого решения? Вопрос риторический. Тут важно помнить не только о своих интересах, но и о агропроизводителях целой страны.


Зоряна Гошовска, специально для AgroPortal.ua