Удачная политическая конъюнктура позволяет в дополнение к квотам ввести спецпошлины. Здесь еще меньше экономических обоснований, поэтому и действовать нужно быстро.
Расследование по спецпошлинам на импорт удобрений из Беларуси запущено без огласки и без объявлений. Заявление «Сумыхимпром» было датировано 31 марта 2021 года, а принято к рассмотрению 7 апреля. На заседании Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной и земельной политики от 28 апреля представители профильного министерства ничего не знали о расследовании.
До 2020 г., то есть почти 30 лет, белорусские удобрения импортировались в Украину, будучи в большей степени произведёнными из российского сырья. Эта догма легла в основу обвинений против белорусских удобрений. К тому же в 2021 г. санкции Запада против Беларуси стали поводом сначала ввести спецпошлины 35% против автобусов и грузовиков, а затем и аналогичные спецпошлины против импорта удобрений.
Беларусь всегда была вторым (после России) основным поставщиком азотных и комплексных удобрений, поставки из которой составляли по NPK почти 30% импорта, а поставки КАС, карбамида и сульфата аммония от «ГродноАзота» стали единственной серьезной альтернативой постоянно удорожающим в 2017-2018 гг. украинским удобрениям.
Естественно, столько NPK и азотных удобрений, сколько нужно Украине, Беларусь и Литва не произведут, трудности по логистике из Польши, Румынии и Болгарии просто не дадут много импортировать, максимум 200 тыс. тонн импорта NPK вместо 1,3 млн, который ввозили из РФ. По импорту азотных ситуация еще хуже.
Также не стоит забывать, что любые портовые поставки подразумевают привоз товара навалом и последующую фасовку в порту, что удорожает логистику. Если же привезти в биг-бэгах, это еще дороже, ведь нужно организовать разгрузку бэгов специальными кранами.
На самом деле рынок удобрений в Балканах, Турции, Египте, Грузии и даже в Казахстане был сбалансирован, там было сложно найти лишние 1 млн тонн, которые раньше шли из России. Именно этот факт и позволяет до сих пор представителям, защищающим интересы заводов в госорганах, смело утверждать, что импортируется не что иное, как перефасованный российский продукт.
Никто не говорит, что два последних года украинская селитра производилась в том числе из российского аммиака, а украинский аммиак производился в большей степени из российского газа. Это никого в Кабинете Министров не смущает. Ведь на аммиак никто санкции и эмбарго не наложил, на газ — тем более.
Что ж, квоты на импорт удобрений возникли как раз потому, что Россия помогает сырьем и тем самым подрывает экономическую безопасность Украины.
Кстати, против белорусских и российских производителей серной кислоты в свое время были введены квоты на импорт в размере 40 тыс. тонн в год. Да, российские медеплавильные заводы действительно получали кислоту в качестве отходов, и качество ее было низкое, а к качеству кислоты от «Нафтана» вопросов не было, но был вопрос к цене. Именно так утверждал на заседаниях по квотам на серную кислоту директор «Укрпромвнешэкспертиза», той самой организации, которая вела антидемпинговые расследования по аммиачной селитре.
Важно отметить, что собственное производство NPK удобрений это, максимум, 400 тыс. тонн мощностей, а в действительности — 130-150 тыс. тонн годового производства. Ограничения есть по серной кислоте и по аммиаку.
Именно закручивание гаек по кислоте позволило крупному бизнесу взять под контроль Днепровский химзавод, используя давальческую схему.
В мае 2021 г. пройдет апелляционный суд в отношении отмены «Решения о введении квот на импорт удобрений». У участников рынка нет сомнений, что суд второй инстанции опять, без каких-либо оснований и объяснений, подтвердит решение суда первой инстанции, и дело пойдет в Верховный суд.
По Конституции Украины вся власть в стране принадлежит народу, любой суд Украины, оглашая приговор, говорит от имени народа, а в Верховной Раде сидят народные депутаты. Если все эти решения принимает НАРОД в интересах народа, а мы об этом ничего не можем знать, то кто с вами мы?
Светлана Яценко, AgroPortal.ua