Фумигаторы готовы к введению собственных правил на рынке

17 ноября 2015, 06:26 4144

Создание новых правил отрасли в условиях дерегуляции, готовность фумигационного рынка к самоконтролю и мера законодательной ответственности компаний — такие вопросы обсуждались на прошедшем в Одессе форуме «АгроПест-2015», организованном ВОО «Фумигационная ассоциация».

Форум, который состоялся на базе Главного управления государственной СЭС на водном транспорте, собрал экспертов отрасли, а также представителей рынка (фумигационных компаний и их смежников).

Изначально эксперт по вопросам регуляторной политики Александр Потимков коснулся главных изменений, произошедших сегодня в отрасли: проводимая государством дерегуляция требует от рынка новых форматов работы. 

 

«В этих условиях саморегулирование, как вид контроля, приобретает важнейшее значение. Вопрос лишь в том, насколько бизнес сегодня к нему готов? Но при любой новой форме контроля потребитель должен быть уверен, что получает качественные услуги, а государство — в том, что функции, им делегированные, исполняются неукоснительно», — заметил он.

Экс-замглавы Госслужбы по вопросам регуляторной политики подчеркнул, что сегодня у отрасли есть уникальная возможность создать правила, от которых государство не откажется.

В комментариях AgroPortal.ua Александр Потимков все же отметил, что нельзя увлекаться понятием дерегуляции.

«Я послушал выступления участников форума и убедился, что в отрасли, на рынке есть немало проблем, которые нуждаются в каком-то виде контроля. Но если в прежние времена со стороны государства была попытка заставлять выполнять требования, то сегодня я убежден, что понятие «заставлять» нужно поменять на «мотивировать». То есть, бизнес должен быть заинтересован в соблюдении правил, а также создать систему самоочищения от тех, кто эти правила, по разным причинам, нарушает», — констатировал он.

 

В свою очередь президент «Фумигационной ассоциации» Тамара Подберезняк уверена, что с введением собственных правил нельзя медлить. «Свято место пусто не бывает — и на замену государственному контролю на рынок ринулись масса сертификационных организаций, которые хотят нашу отрасль сертифицировать по своим стандартам», — подчеркивает она.

Главный государственный санитарный врач на водном транспорте Николай Голубятников затронул тему работы фумигационных компаний в морских портах, отметив отсутствие единого документа с требованиями к такой деятельности.

  

«Процесс фумигации в портах, где она преимущественно и производится, должен быть регламентирован международными конвенциями и прочими документами, которые Украины ратифицировала», — говорит он.

Также Голубятников акцентировал внимание на ряде проблем, требующих решения: «Необходимо легализовать существующее положение вещей, а именно — доставку фумиганта к приходу судна, а значит — создание складов в порту, обеспечение централизованных закупок и доставки пестицидов».

Кроме того, организаторы работ по фумигации, по утверждению главврача СЭС на водном транспорте, должны уделять внимание конструкции судна с точки зрения газотечности, и в принципе — техническому состоянию теплоходов и проблеме дегазации судна, так как все это представляет опасность для жизни людей.

 

Эти тезисы спровоцировали наиболее оживленную дискуссию на форуме, касающуюся ответственности фумигационных компаний. Какие действия они должны предпринимать, если необходимость фумигации есть, а техническое состояние судна явно не соответствует требованиям для данного случая? Такой вопрос задают сегодня участники рынка. И призывают учесть, что они не являются контролирующими организациями — и не имеют полномочий требовать те или иные документы у капитана судна. В то же время ответственность за негативные последствия фумигации, если они будут иметь место, наступит в любом случае.

Представитель компании «Скаллопс Украина» Александр Рангаев подчеркнул, что нарушения, связанные с техническим состоянием судна и его подготовленности к процессу фумигации, имеются на большинстве теплоходов. «В результате этого фумигационная компания невольно сама становится нарушителем закона, так как обязана выполнять свою работу», — заявляет он.

 

Модератор дискуссии Александр Потимков отметил, что фумигаторы могут лишь просить предъявить необходимый сертификат и, если фумигация технически невозможна, не проводить ее. При этом следует проинформировать власти, которые должны запретить судну грузиться этим видом груза.

Участники форума пришли к выводу, что это еще один важный момент, который должен найти свое отражение в новых правилах рынка.

Активно обсуждаемым на «АгроПесте-2015» вопросом стала также профессиональная подготовка и образовательный уровень сотрудников фумигационных компаний. Представитель УкрНИИ медицины транспорта Евгений Белобров убежден в необходимости их обучения на базе Института последипломного образования в Одессе. На этот счет представители компаний высказали немало альтернативных точек зрения, в первую очередь — возражая против попыток института занять, как им показалось, монопольное положение в этом вопросе.

 

Также участники форума не пришли к единому мнению о том, насколько целесообразным было бы делать различия в образовательном подходе к организаторам работ по фумигации (бригадирам фумотрядов) и рядовым сотрудникам компаний.

Следует отметить, что в ходе работы «АгроПеста» представители смежных компаний предложили участникам отрасли новые бизнес-решения. Михаил Косюхно («SOJAM Украина») представил технологию обработки зерна контактным инсектицидом «Пиригрен-50» — методом холодной небулизации. Олег Дубовик («Bayer Украина») презентовал метод обработки зерна и незагруженных зернохранилищ препаратом «К-Обиоль ЕС25». Евгений Сингаевский (UPECO) представил комплексную стратегическую методику пест-контроля.

 

В завершение работы форума Тамара Подберезняк сообщила, что резолюция вскоре будет сформулирована и отправлена всем его участникам.

В комментариях AgroPortal.ua она отметила, что сегодня вопросы о том, как защитить урожай и как защитить отрасль, во много сходны — и заключаются в создании новой гармонизированной системы правил.

«Но подчеркиваю — мы не будем ничего слепо копировать. Зарубежных стандартов очень много, и мы создадим свой национальный стандарт, в котором постараемся объединить лучшие международные принципы. Мы переходим на модель саморегулирования — и создание новых правил рынка станет первым шагом. Мы наладим сотрудничество с компаниями, которые профессионально и независимо (мы отходим от обязательных моделей) занимаются вопросами стандартизации, сертификации, инспектирования. Мы сделаем добровольные стандарты обязательными – и будем их продвигать среди наших заказчиков», — резюмировала она.


Сергей Ляликов, AgroPortal.ua