Сдвинется ли открытие рынка земли с мертвой точки и возможно ли это до конца года?

09 сентября 2017, 09:00 4285

Ежегодное послание Верховной Раде Президентом Петром Порошенко в четверг всколыхнуло аграрный рынок — Гарант заявил, что земельную реформу депутатам надо бы таки принять, причем он не намерен оказывать особого давления на парламентариев.

«Я не собираюсь выдавливать из Верховной Рады земельную реформу. Но прошу принять, хотя бы устно, в уме и сердце, политическое решение в ее пользу», — уточнил Президент.

Реакции как экспертов, так и депутатов парламента весьма полярные: кто-то считает, что это может быть отправной точкой в земельной реформе, а кто-то, что рынок земли открывать очень рано. Много кто не берется комментировать этот вопрос вообще.

AgroPortal.ua сделал небольшой опрос участников рынка: возможно ли снятие моратория на сельскохозяйственные земли после заявления Президента, а также об их личной позиции по этому поводу, ведь вопрос о его снятии/продлении в любом случае нужно решать.


Максим Мартынюк, первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины:

Источник фото: пресс-служба Максима Мартынюка
Источник фото: пресс-служба Максима Мартынюка

«Учитывая проделанную в течении последних двух лет работу по формированию драфта сбалансированной модели земельного рынка, с которой можно стартовать для обсуждения в Аграрном комитете и затем — в зале парламента, срок в 3,5 месяца не кажется фантастичным для принятия законопроекта. История украинского парламентаризма знает немало случаев такой высокой эффективности законодателей.

Основной преградой для проведения земельной реформы всегда была рекордно-высокая заполитизированность этого вопроса и не восприятие идеи снятия моратория в обществе. Но в течении последнего года мы видим трансформации в общественном мнении и постепенное его смещение от категоричного отрицания рынка к готовности обсуждать его возможный формат.

Актуальное на 2015 год соотношение 30/70 «за» и «против» рынка земли соответственно уже устарело, хотя некоторые политические силы продолжают к нему апеллировать.

По нашим внутренним оценкам, построенных на опросе владельцев паев и фермеров, реальна картина выглядит так: 40/40/20, где последняя категория — неопределившиеся, которые хотят получить больше информации о предлагаемом правительством варианте земельной реформы, чтобы принять осознанное решение. Это соотношение, с которым можно работать и которое должно показать депутатам, что тема земельной реформы вовсе не токсична.

Открытие рынка земли даже в самой консервативной форме, с массой ограничителей и перестраховок (лимиты на покупку, антиспекулятивные пошлины, недопуск иностранцев — лишь некоторые из них) окажет позитивное влияние на аграрный сектор и экономику в целом. Снятие моратория заставит банки воспринимать землю как твердый залог, что откроет возможность для притока капитала в АПК, развития фермерства, а формирование полноценной собственности на землю снимет гриф «высокорисковые» с долгосрочных проектов, к примеру, в животноводстве. Появление альтернативы в виде купли/продажи станет драйвером для повышения ставок аренды, что повысит доходы сельских жителей.

Но самое главное снятие моратория устранит антиномическое и юридически неоправданное ограничение прав почти 7 млн украинцев-владельцев земли».


Тарас Высоцкий, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:

Исчтоник фото: AgroPortal.ua
Исчтоник фото: AgroPortal.ua

«УКАБ долгое время активно поддерживает позицию скорейшего внедрения рынка сельскохозяйственных земель в Украине. Причины введения не изменились, как отмечает Президент, первый аспект — справедливость относительно миллионов владельцев земли, которые не имеют возможности ее продать.

Кроме этого существует очень важный экономический аспект. Аграрный сектор сейчас наибольший драйвер экономики, как по внутреннему валовому продукту, так и по экспортному потенциалу. Развитие экономики в стране равно росту аграрного сектора, равно рынку земли. Потенциальные сектора, такие как животноводство, орошение, переработка — это долгосрочные прибыльные проекты на 10-15 лет. Но они требуют гарантию. Сейчас отсутствие рынка как раз не дает гарантий в том, чтобы инвестировать.

Критерии и ограничение рынка земли уже обсуждены как бизнесом, так и ассоциациями. Общее видение правил игры готовы, они изложены в законопроектах. Бизнес откровенно говорит о том, что ему необходимо полгода после подписания закона Президентом, чтобы настроить внутренние процессы. Сейчас вопрос остается за депутатами.

Домашняя работа по проекту выполнена, теперь надо только политическое решение и контролируемая имплементации без спекуляций и нарушений».


 Андрей Мартын, эксперт Земельного союза Украины:

Источник фото: liga.net
Источник фото: liga.net

«Что касается заявлений Президента, то следует четко понимать, что в парламентский способ снять мораторий при существующих политических раскладах невозможно — голосов за любой законопроект на эту тему в Верховной Раде не было и нет. Более интересным является упоминание Президента о том, что мораторий неконституционен. Это «толстый намек», учитывая традиционно сильное влияние президентской ветви власти на Конституционный суд, где с весны лежит соответствующее конституционное представление группы народных депутатов о признании моратория противоречащим Основному Закону. Это может быть сигналом того, что радикальное решение вопроса связано с признанием неконституционными части переходных положений Земельного кодекса Украины, устанавливающих временный, запрет на отчуждение сельскохозяйственных земель.

Таким образом, в случае положительного решения Конституционного суда, рынок сельскохозяйственных земель может заработать уже к концу года, причем в весьма либеральном варианте. На рынок будут допущены юридические лица, особо действенных ограничений круга потенциальных покупателей не будет, а ряд политических сил, которые категорически выступают против предоставления права крестьянам распоряжаться своей землей, устроят власти «горячую зиму».

В случае признания моратория неконституционным (для чего имеются, чего греха таить, весьма веские юридические основания), Верховная рада, скорее всего, попытается немедленно «ограничить» рынок.

Главные ограничения в этом случае будут касаться круга покупателей участков и ограничений по концентрации земель в одних руках».


Алексей Мушак, член Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений (Блок Петра Порошенко):

Источник фото: Радио Свобода
Источник фото: Радио Свобода

«Президент четко отметил, что это является основой для экономического роста. Не надо быть наивными и не понимать, что парламентские и президентские выборы нельзя выиграть, не имея экономических аргументов. А запуск рынка земли — это те изменения, которые принесут улучшения для всех граждан, притом в краткосрочной перспективе.

Шансы на то, что земельная реформа таки начнется до конца года, я бы оценил 30 на 70. То есть, вероятность того, что законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения будет принят в Парламенте существует. Я не думаю, что вся дискуссия вокруг этого вопроса была бесполезна — наоборот, она мобилизовала сторонников реформы и увеличила их количество. Встречный вопрос, можно ли будет «завалить» очередной фестиваль популизма и не продолжить «священный мораторий» на движение сельскохозяйственных земель. Думаю, это в Парламенте можно сделать.

Здесь много аспектов. Во-первых, восстановится конституционное право украинцев на собственность, в том числе на собственность на землю, которое предусматривает возможности ее свободной продажи и покупки. Это 7 млн украинцев.

Во-вторых, открытие рынка земли станет импульсом для развития экономики. Этот тезис можно доказывать многим экономическим показателям — от притока инвестиций до ликвидации различных коррупционных схем.

В-третьих, это изменит стратегию развития аграрного сектора — от направленности на быстрые деньги в более долгосрочные и сложные проекты. Сюда же можно добавить и экологический аспект — такой способ ведения бизнеса будет предусматривать более осторожное отношение к земле как природному ресурсу.

По моему мнению, очень много возможностей было упущено из-за того, что его не открыли 10-15 лет назад. И это можно доказать экономическими расчетами миллиардных бюджетных потерь и другими значимыми показателями. При этом надо признать честно, что рынок создавался и работает в теневой способ. Такая ситуация прибавляет экономических проблем из-за коррупции, отсутствия налоговых поступлений и консервации возможностей для нормального развития агросектора, в том числе и мелких/средних фермеров».


Олег Нивьевский, старший экономист проекта «Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине» Киевской школы экономики, член Экспертного совета УКАБ:

Источник фото: из личного архива Олега Нивьевского
Источник фото: из личного архива Олега Нивьевского

«Президент лишь озвучил свое собственное мнение, но его слова о том, что он не будет вытеснять из Парламента земельную реформу свидетельствует о том, что дело дальше не пойдет. По крайней мере до 2019 года. Парламент в целом настроен негативно к открытию рынка земли.

Однако вопросом рынка земли нужно заниматься и срочно. Рисков при открытии рынка земли очень много, в частности его дизайн: кто будет допускаться к рынку, на каких условиях, кадастровые реестры и прочее. Эти вопросы остаются открытыми. Хотя их можно было бы быстро решить до 1 января 2018 года, если бы была политическая воля лидеров страны».


Олег Кулинич, глава подкомитета по вопросам земельных отношений Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений (депутатская группа «Відродження»):

Источник фото: пресс-служба Олега Кулинича
Источник фото: пресс-служба Олега Кулинича

«На самом деле хорошо, что Президент поднимает этот вопрос, и, насколько я понял, он не устанавливает сжатых и конкретных сроков для его решения. Если эту проблему вообще не озвучивать, то она и дальше будет оставаться в подвешенном состоянии, в котором она была на протяжении очень многих лет.

Теневой рынок земли существует и сейчас — земельные участки или отчуждаются по различным схемам, или сдаются в аренду на 49 лет, что, по сути, можно приравнивать к продаже. Но сейчас этот рынок не регулируется законодательством, собственник земли остается незащищенным и получает значительно меньшую компенсацию за свою землю, чем если бы это было легально. Поэтому эту проблему надо было поднимать на самом высоком уровне давно.

Но крайне важно, чтобы вопрос запуска рынка решался именно с государственнической точки зрения, а не потому, что этого требуют наши западные партнеры или еще кто-то. Мы должны следовать логике развития земельных отношений в Украине и действовать в соответствии с нынешними реалиями, ни в коем случае не спеша и не делая необдуманных шагов.

Я очень сомневаюсь, что этот вопрос будет решен до конца года. Как по мне, большинство политических сил в Парламенте на данный момент не готовы голосовать за запуск рынка земли. Тем более, правительственный законопроект до сих пор не внесен, а те законодательные инициативы, которые зарегистрированы народными депутатами содержат ряд существенных недостатков и не могут считаться комплексными.

Плюсы открытия рынка — обеспечение прав собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения нарушаются существующим мораторием; оживление кредитования в аграрном секторе, ведь земля, оформленная на праве собственности, является ликвидным залогом для банковских структур; возможность долгосрочного планирования своей хозяйственной деятельности для аграриев, которые обрабатывают землю на праве собственности; появление условий для нормальной консолидации земель, которую гораздо легче осуществлять на праве собственности, а не при арендных отношениях.

Минусы открытия рынка — появление определенного хаоса в аграрном бизнесе (появление новых владельцев, попытки разорвать существующие арендные отношения и т.д.), а также увеличение случаев рейдерства. Кроме того, к минусам я бы отнес возможность перехода огромных земельных массивов в постоянную собственность земельных корпораций и холдингов — и, как следствие, ухудшение материальной поддержки села со стороны аграрного сектора и падение занятости на селе.

Ведь не секрет, что при арендных отношениях арендатор заинтересован в поддержке социальной сферы села, чтобы иметь возможность восстановить арендные отношения после окончания договора. Будет ли такое желание у крупных агропроизводителей, если земля будет принадлежать им на праве собственности — открытый вопрос. Кроме того, количество рабочих мест в конкретном селе, которые создают холдинги и малые и средние агропроизводители, не в пользу первых, ведь производство в агрохолдингах более автоматизированное и требует меньше рабочих рук.

Считаю, что рынок земли можно открывать только после того, как будут найдены ответы на другие ключевые вопросы в земельной сфере. Во-первых, это передача земель за пределами населенных пунктов местным общинам. На местах никогда не будут поддерживать запуск рынка земли, пока сельские, поселковые и городские советы являются сторонними наблюдателями в решении земельных вопросов. А вводить рынок, пренебрегая их мнению, а также мнению аграриев и селян — это неправильно.

Кроме того, до открытия рынка мы должны решить еще одну крайне важную проблему — это консолидация земель. Иначе при открытии рынка мы просто приведем земельные отношения в тупик, еще более углубляя те проблемы в использовании земельных массивов, которые мы имеем сейчас.

Ну и третье — перед открытием рынка мы должны обеспечить действенную государственную поддержку малых и средних товаропроизводителей, сейчас практически не имеют свободных оборотных средств, поэтому не смогут выкупить обрабатываемые ими земельные наделы. А именно на небольших предприятиях, а не агрохолдингах, держится в основном социальная сфера села. Поэтому считаю, что открытие рынка должно происходить согласно такой логике: сначала решения этих задач, а уже потом — снятие земельного моратория и определение условий и ограничений при покупке сельскохозяйственной земли».


 Вадим Ивченко, заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений (депутат от партии «Батьківщина»):

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

«Маски сброшены! Президент наконец подтвердил то, что он выступает за открытие рынка земли. Хотя это противоречит воле более чем 70% украинцев, о чем свидетельствуют различные социологические исследования среди фермеров и частных землевладельцев Украины.

В контексте сказанного Президентом, мы четко видим, что он и его правительство полностью оторваны от народа Украины и не представляют сегодня интересы украинского села. Хотя власть, которая избирается народом, должна быть его отражением. Думаю, об этом его высказывании украинцы вспомнят во время избрания нового Президента…

Общее впечатление от ежегодного послания — не однозначное. По моему мнению, он должен делать упор именно на направлениях, которые принадлежат к его сфере ответственности, а это внешняя политика, национальная безопасность…

Относительно позиции Аграрного комитета — скажу, что большинство депутатов комитета не поддерживает открытие рынка земли. Думаю, что и в зале вопросы оборота земли не пройдут. То есть, земельный вопрос так и останется в подвешенном состоянии, хотя, с другой стороны, не будет принят закон об обороте земель, который де-факто снова оставит в действии запрет на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения».


Сергей Лабазюк, член Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений (депутатская группа «Воля Народу»):

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

«Очевидно, во время выступления в парламенте Президента реакция в зале показала — парламент пока не готов голосовать за рынок земли. Вероятно Президент хотел увидеть будет ли поддержка зала. Но поскольку «земельный вопрос» очень политизирован и на нем все политические силы пытаются заработать политические «очки», его рассмотрение и продвижение в стенах Парламента будет непростым.

Сейчас работает рабочая группа, нарабатывает стратегии, «дорожную карту». Уже на основе этой стратегии будем разрабатывать и менять законодательство. До конца года это невозможно будет сделать. Надо быть реалистами, обязательно должна быть проведена инвентаризация земель, подготовленный законопроект об обороте земель сельхозназначения и представлен на рассмотрение общественности, чтобы все было прозрачно и люди понимали, что только сами вправе распоряжаться своей собственностью.

Однозначно это шаг, который требует мудрого подхода со стороны властных кругов и всех участников процесса. Это важно, поскольку тема запуска рынка земли — одна из ключевых на сегодняшний день и имеет стратегическое значение для государства. Однако этот процесс должен быть постепенным».


Леонид Козаченко, член Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений (Блок Петра Порошенко), президент Украинской аграрной конфедерации:

Исчтоник фото: AgroPortal.ua
Исчтоник фото: AgroPortal.ua

«Земельный вопрос — один из важнейших, которые нужно решить, чтобы успешно развивать аграрный сектор. Поскольку мы наконец всерьез взялись за эту проблему и достаточно глубоко проработали ее за последний год (в том числе, под давлением МВФ), то останавливаться на достигнутом нельзя. Мы уже знаем все проблемные вопросы, которые сдерживают земельную реформу. Сейчас нужно искать правильный ответ на каждый из них, чтобы не наделать ошибок. И так постепенно мы будем двигаться вперед.

Но я еще раз подчеркиваю: нужно достичь полного доверия снизу — от тех, кто владеет землей, и от тех, кто ей будет пользоваться.

Есть несколько принципиальных моментов, которые беспокоят общество:

— Не перекупят землю иностранцы, у которых значительные финансовые возможности?

— Не перекупят землю коррумпированные чиновники, чтобы таким образом легализовать свои незаконные доходы?

— Будут ли местные фермеры приоритет на покупку земли в своем регионе?

— Будет у того, кто хочет купить землю, возможность взять дешевый кредит?

Существуют и другие важные вопросы, требующие четких предохранителей в законодательстве. Сейчас нужно найти правильные решения. И тогда можно вводить рынок земли.

Я считаю, что озвучивая данную проблему, Президент понимает всю ответственность и, по моему мнению, он настроен на конструктив. Потому что, если не будет конструктива, земельная проблема может привести к такому «взрыву», последствия которого мы не сможем ликвидировать.

Думаю, что до конца года можно принять основные законы, которые будут действовать со второй половины следующего года. Но для этого нужно работать активно и профессионально».


Наталья Ключникова, AgroPortal.ua