Первый инструмент — это диалог. Без него не построить новую систему общественных отношений. Это диалог между государством и бизнесом, обществом и государством, бизнесом и обществом.
Второй инструмент — институции. Нельзя построить новый общественный договор без понимания, что это не бумажка с подписями и печатями, а система стереотипов.
Третье — личное включение каждого украинца в развитие его государства, общества и бизнеса.
Об этом шла речь во время VI форума «Дирижеры изменений». Что делать? — на такой вопрос искали ответ доктор философских наук, профессор Института философии НАН Украины Евгений Быстрицкий, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК Алекс Лисситса и министр финансов Украины Оксана Маркарова.
О чем должны договориться государство, бизнес и общество, чтобы прийти к процветанию?
Евгений Быстрицкий, Институт философии НАНУ
Первый решительный шаг, который можем сделать, — отделить крупный олигархический бизнес от политики. Это не значит, что мы не будем считаться с бизнесом. Но должны сделать лоббирование прозрачным и демонополизировать рынок.
Второе — привлечь представителей различных слоев населения к коммуникации. Для Президента, как главы государства, мало выходить на сцену и говорить красивые речи и проводить пресс-конференции. Публичная коммуникация — это постоянно держать руку на пульсе и эффективно общаться с журналистами, бизнесом, представителями других сред.
Системная последовательная работа поможет вовлечь всех в реформу. Нужно вместе строить бизнес, менять государство. Чтобы никто не ожидал, что за него это сделает кто-то другой. Украинцы должны чувствовать, что это их реформы, а не реформы власти, которую они выбрали и перешли в режим ожидания. Для этого власть должна открыться и втянуть в работу общество.
Посмотрите, какую ситуацию сейчас имеем с объединенными территориальными общинами.
В общине есть 3-5 человек, которые управляют, а другие ждут, вместо того чтобы присоединиться к переменам. Этого импульса — не ждать от власти, а делать вместе с властью — сейчас не хватает.
Алекс Лисситса, УКАБ, ИМК
Одним из вариантов нашего развития является корректное перераспределение государственных средств. Это то, с чего надо начинать: одни платят налоги, а другие правильно их распределяют.
Однако какую модель мы не выберем — американскую с минимальными налогами или европейскую с большой социальной нагрузкой — не забывайте, что новый общественный договор будет работать не на нас, а на следующее поколение.
Здесь возникает еще один вопрос: в каком формате он нужен нашим детям? Жизнь очень меняется, и ранее сложный слоган «simplify your life» сейчас становится понятным для молодежи. Они стремятся ко всему простому.
Чтобы построить понятную модель, государство, бизнес и общество должны договориться об основных принципах: государство тратит средства на национальную безопасность, судопроизводство, другие основные сегменты, а налогоплательщики могут проследить, куда эти деньги идут. Никаких дотаций, никаких государственных предприятий, никаких субвенций или государственных закупок. Общество само дойдет до того, что должно платить за образование, медицину.
У нас сейчас очень сложная система. Почему налоги формируются так, а не иначе? Почему одним землю можно продавать, другим — нет? Таких вопросов множество.
Общественный договор должен быть очень простым. Не тысяча страниц, не сотня тысяч страниц. В лучшем случае это три страницы, где четко прописаны основные условия — кто за что платит, и кто что получает.
Оксана Маркарова, Министерство финансов
Начну с цитаты: «Активное меньшинство определяет направление движения, пассивное большинство определяет темпы этого движения». И продолжу другой: «Каждый должен делать то, что может там, где он есть, с тем, что он имеет в качестве инструмента».
Чтобы двигаться к более счастливому, более успешному и более богатому государству, все участники должны делать все, что могут. А государство — еще больше. Его задача — донести информацию и объяснить обществу, что оно может сделать.
Мы отделили государственный и местный бюджет, которым сейчас распоряжается община. Чем отличается успешная община от неуспешной? И там, и там может быть бизнес. И там, и там может быть хорошее наполнение местных бюджетов. Только в одной общине эти средства местные власти потратили на замену водопроводных коммуникаций, реализацию энергоэффективных проектов, и тарифы на отопление снизились. Другая община посадила туи возле поселкового совета и сделала косметический ремонт.
Граждане должны понимать, что именно от таких действий зависит, насколько хорошо будет функционировать школа, как быстро будут ремонтироваться дороги. Наша задача как государства — объяснить и попытаться привлечь общество. Если мы будем успешными в донесении информации, общество станет соавтором этих реформ.
Здесь возникает вопрос доверия. Украинцы слишком долго учились не доверять, поэтому не все вещи нам удаются. Где-то доверие удается увеличить, а где-то приходится заново отвоевать.
До 2015 года ни одна из программ МВФ в Украине не была завершена успешно. Ни разу конкретные обещания бизнеса о том, как будет развиваться государство ближайшие 5-10 лет, не были выполнены. Поэтому над завоеванием доверия придется работать много лет. Это не звучит как рецепт быстрой победы, но на самом деле ни одной стране не удавалось демократическим путем завоевать победу быстро.
Роль государства в этом плане определяющая. Не потому, что оно главное, а потому что на нем большая ответственность.
Возможно, новый общественный договор должен начаться с того, чтобы позволить себе и друг другу мечтать и поддерживать эти мечты. Как думаете, какие задачи следует ставить на будущее?
Евгений Быстрицкий, Институт философии НАНУ
Тенденция современного мира — люди не столько хотят прожить жизнь богато и безопасно, сколько счастливо. Это очень видно на примере студентов: после окончания учебы они выбирают должности и возможности, где реализуют себя и профессионально, и личностно. Никто не хочет стать миллионером любой ценой.
Когда мы говорим об общественном договоре, пусть он будет таким, чтобы обеспечить возможности каждого прожить собственную жизнь.
Это будет зависеть от трех факторов:
Алекс Лисситса, УКАБ, ИМК
В бизнес-среде часто звучит вопрос: почему в Украине так мало стартапов, о которых говорят? Потому что общество угнетает эти проекты. Оно заранее настроено пессимистично относительно перспектив любой нестандартной идеи.
Поэтому в большинстве случаев перспективные молодые люди не хотят жить в нашем государстве. Они стремятся реализоваться в Польше или в других местах. Кроме того, существует недоверие к государственной системе.
Я хочу, чтобы умные студенты оставались в Украине, реализовывали свои невероятные проекты, развивали государство и общество. И платили налоги — просто, понятно, раз в год. Тогда мы создадим тот общественный договор, к которому так все стремимся.
Оксана Маркарова, Министерство финансов
Согласно последнему экономическому отчету МВФ, глобальная экономика замедляется, в том числе во многих развитых странах. На этом фоне Украина имеет исторический шанс — привлечь глобальный бизнес, который ищет дружественные рынки, и ускорить свой экономический рост.
Наряду с этим, исследование Всемирного банка обращает внимание на проблему производительности в нашем государстве. При гораздо лучших ресурсах, человеческом капитале, чем в Польше, украинский национальный продукт намного ниже.
Улучшить производительность — и мы сможем жить лучше. Насколько власть, бизнес и общество смогут в ближайшие годы сплотиться и стать соавторами реформ, ровно насколько Украина сделает большой скачок.
Наталия Рекуненко, AgroPortal.ua