Это неудивительно, ведь сегмент ягод и фруктов является глобальным, то есть все, что происходит в Украине, всегда находится под влиянием международных тенденций. Конечно, в большей степени мы зависим от ближайших соседей, но должны понимать, что цена на ягоды и фрукты в другом полушарии будет влиять и на нашу цену.
Это лишь один из аспектов, на которых должна строиться деятельность ягодных компаний. Что еще стоит учесть? Давайте разберемся.
Автоматизация и механизация процессов выращивания
Климат меняется, а требования к качеству ягод и фруктов растут. Поэтому производство для свежего рынка все больше будет переходить в защищенный грунт. Почти все страны-производители, специализирующиеся на свежем рынке, сейчас предпочитают выращивать в закрытом грунте (теплицы, тоннели), чтобы гарантировать урожай и качество продукции.
У нас это еще не является большим трендом, поскольку покупательная способность как производителей, так и покупателей очень низкая, а это влияет на себестоимость производства и, соответственно, — на цену ягод для конечного потребителя. На сегодня в Украине закрытый грунт в основном используют для того, чтобы чуть раньше получить первый урожай.
Если говорить о других технологических аспектах, то нет ни одной страны в мире, где 100% хватало бы рабочих рук для сбора урожая. Поэтому очень актуальной становится механизация процессов сбора, сортировки и переработки ягод. Например, существуют роботы для сбора земляники в закрытом грунте. Комбайны для сбора малины, голубики, черешни, вишни — разные по ценовой политике и уровню технологичности.
В целом в плане механизации индустрия идет двумя параллельными путями — развитие машин и развитие сортов, которые будут отвечать машинному сбору и собираться без повреждений. Последнее является самой большой проблемой. Конечно, ручной сбор более деликатный, но из-за нехватки рабочей силы уже через 5-10 лет этот процесс будет в значительной степени автоматизирован.
Кроме того, развиваются системы полива, химические системы защиты и поддержки растений. Последние 2-3 года общим трендом стали биологические СЗР. Если раньше в портфеле главных мировых производителей удобрений и средств защиты растений почти не было таких препаратов, то сейчас они начинают появляться, также все больше компаний, специализирующихся исключительно на производстве биологических препаратов.
Изменения происходят в управлении предприятием, автоматизации процессов управления, подбора кадров. Сельское хозяйство становится более развитым и инновационным. Это уже очень заметно в сегменте зерновых и масличных культур Украины, где аграрии уверенно используют точное земледелие, дроны и компьютеризацию. На ягодном рынке подобные технологии также начинают внедряться.
Здоровое питание: в ассортименте
Потребительские настроения становятся другими, на рынке появляются новые продукты. Сегодня в тренде — здоровое питание, суперфуд, индивидуальный подход. Если 15-20 лет назад переработчики старались как можно дешевле произвести, но большую партию, то сейчас все больше изготавливают продуктов под избранного клиента — более широкий ассортимент, меньшие партии.
Линии с небольшим объемом производства пользуются наибольшим спросом. Идея следующая: лучше иметь много различных рецептур с меньшим объемом, чем мало рецептур с очень большим объемом. Конечно, себестоимость растет, но и маржа, и позиционирование, и маркетинговые решения тоже другие.
Также в последнее время в Украине открылось очень много небольших производств. Например, цеха по заморозке, производству мармеладов и различной крафтовой продукции.
При этом стоит отметить, что высоким спросом пользуется продукция, в ходе производства которой ягоды подверглись наименьшему влиянию. Чем меньше ягода получила термической обработки, добавления консервантов, подсластителей — тем больше она нравится потребителю.
Сладко, еще слаще
Первое и главное — угодить потребителю. В зависимости от того, на какой рынок компания собирается ориентироваться, потребительские требования разные. Например, в арабских странах предпочитают очень сладкие продукты. Один и тот же продукт под одним брендом и названием больших компаний будет наиболее сладким в арабских странах, менее сладким — у нас, наименее сладким — в Европе.
То есть перед тем, как выходить на какой-то рынок, надо понять, потребляют ли там вообще ваш продукт. Если в Европейском союзе множество похожих на наши вкусовых предпочтений, то в Китае и Сингапуре совсем другие пищевые привычки.
Сейчас ситуация с продвижением такова, что большинство украинских компаний, которые работают с ягодами, ориентируются на сегмент В2В. То есть они работают с другими переработчиками, которые покупают ягоды как ингредиент и перерабатывают их. Есть несколько компаний, которые ориентируются на В2С маркетинг, но поскольку на продвижение на иностранных рынках маркетинговые расходы значительны, они работают с трейдерами. Очень мало украинских компаний работают непосредственно с маркетингом В2С на иностранных рынках. В нашем сегменте таких компаний нет.
Одна из причин — чтобы играть в большие маркетинговые игры, особенно в ЕС, нужны достаточно большие бюджеты. В то же время наши ягодные компании — это малые и средние предприятия. Причем далеко не все находятся на рынке длительное время. Компании, которые занимаются дикорастущими ягодами, самые старые — существуют более 20 лет, в то же время средний возраст компаний, которые занимаются голубикой, — 3-4 года.
Заявить о себе
В то же время, для эффективного продвижения ягодной продукции на мировые рынки, нужны усилия государства. У нас как страны уже есть свой бренд — Ukraine Now, Trade with Ukraine. Его нужно эффективно раскрутить, поддерживать и сделать товары из Украины известными, выработать доверие к Украине как стране производства.
Пока это остается мечтой. Конечные потребители даже не всегда знают, где Украина находится. В моей практике были случаи, когда спрашивали, находится ли Украина в Африке. О нас действительно мало знают. На этом фоне новости о нашей стране за последние годы часто отрицательные. В прошлом году вышел сериал «Чернобыль». Его посмотрели все.
Мы сейчас находимся на этапе становления, развития. Украинским производителям стоит перенимать опыт, делиться своим, общаться, налаживать сотрудничество с коллегами.
Ирина Кухтина, президент ассоциации «Ягодоводство Украины»
Для справки: 30-31 января в Киеве пройдет II Международный форум S-Fruit Transformation, посвященный косточковым фруктам и ягодам. Мероприятие объединит производителей, переработчиков и специалистов рынка из Европы и стран СНГ. Его идея — сделать в Украине хаб экспертизы по ягодам и косточковым.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.