Новый этап экспансии земельных гигантов

25 мая 2017, 13:23 4402
Михаил Амосов

Отставка министра аграрной политики и продовольствия Тараса Кутового только подтвердила догадки о том, что рынок земель с/х назначения-таки будут открывать. На этом фоне наблюдаются новый виток наращивания земельных банков и оживление на аграрном рынке М&А.

Ньюсмейкером последних месяцев является Kernel, компания, которая успешно накопила необходимый финансовый капитал для заключения договоров больших масштабов и после приобретения ряда предприятий — Glencore, 40 тыс. га у MK Group, 195 тыс. га у «Украинских аграрных инвестиций» — стала крупнейшим латифундистом страны с земельным банком свыше 700 тыс. га, обойдя UkrLandFarming.

Активно готовится к расширению своего земельного банка и «Мироновский хлебопродукт» (МХП). Компания задекларировала желание расшириться с 370 до 550 тыс. га. Скорее всего, это произойдет при условии получения кредита от OPIC (The Overseas Private Investment Corporation — американская инвестиционная компания), на сайте которой уже размещена заявка от МХП. Это позволит компании высвободить средства для дальнейшего увеличения земельного банка.

Первый этап земельной экспансии наиболее отчетливо проявился в течение 2005-2010 годов. В это время также велись активные разговоры о запуске рынка земли. Компании укрупняли земельные банки и активно привлекали внешнее финансирование. Целью агрохолдингов были быстрое накопление ресурсов и выход из бизнеса владельцев путем выгодной продажи этих активов. Первые компании были проданы достаточно успешно, однако кризис 2008 года внес определенные коррективы в планы инвесторов, в результате чего на этом этапе было принято решение переждать и продать компании в период экономического роста. В течение вышеуказанного периода земельный банк агрохолдингов вырос примерно в четыре раза, достигнув отметки в 4 млн га, а доля в структуре с/х угодий, находящихся в пользовании с/х предприятий, увеличилась до 18,1%. Средний годовой прирост земли под контролем вертикально интегрированных структур достиг более 30% в год. В 2005-2010 гг. украинские аграрные компании привлекли около четвертой части капитала ($1,4 млрд) от всех украинских публичных размещений. Больше всего средств получили МХП ($322 млн) и «Кернел» ($302 млн).

Второй период земельной экспансии начался в прошлом году. Впрочем, предпосылки и причины этого процесса несколько изменились. Если раньше агрокорпорации покупали «слабые» агропредприятия, пораженные финансовым кризисом, то сейчас могут приобрести вполне эффективное хозяйство благодаря накопленному капиталу и оптимизации собственного производства.

Что же мы можем получить на выходе этого процесса консолидации украинских земель?

Расширение земельных банков позволит крупным агрокомпаниям продолжить получать сверхприбыли, несмотря на начало продажи земель сельскохозяйственного назначения в этом или следующем году. Несомненно, что это огромные поступления в украинский бюджет, даже несмотря на официальную регистрацию материнских компаний в оффшорных зонах. Однако социальная ответственность на местах аренды земельных участков в большинстве агрохолдингов оставляет желать лучшего. О больших сдвигах в этом направлении пока не слышно. Кроме того, можно выделить экологические воздействия от крупных сельскохозяйственных предприятий. Согласно информации FAO, сельское хозяйство является одним лидеров по количеству выбросов парниковых газов в атмосферу.

Конкуренция между малыми сельскохозяйственными предприятиями и агрохолдингами останется неравной. В первую очередь, в доступе к финансам. Мы не наблюдаем значительной активности со стороны малых и средних сельскохозяйственных производителей в приобретении новых активов. Они продолжают оставаться преимущественно в тени гигантов агробизнеса.

Можно только надеяться, что запуск рынка земли поможет малым сельскохозяйственным предприятиям начать свой заметный и активный рост. Очень своевременными являются инициативы по поддержке устойчивого сельского развития, которые сейчас внедряются при прямой поддержке как международных доноров, так и общественных организаций. Например, Национальным экологическим центром Украины — кампания по сельскому развитию, USAID — «Поддержка аграрного и сельского развития». На региональном уровне стоит вспомнить ОО «Карпатский круг», что в г. Долине Ивано-Франковской области, которая занимается просветительской работой, делясь опытом местных, прикарпатцев, фермеров со всей Украиной. Ее деятельность помогает существующим общинам и фермерам увидеть и открыть для себя новые горизонты, а потенциальных — привлечь к деятельности, показав возможности и перспективы развития.

Таких инициатив слишком много не бывает, чтобы покрыть всю сельскую Украину и заметно повлиять на процесс развития не только сельского хозяйства, но и сельских местностей. Единая комплексная стратегия развития сельского хозяйства и сельских территорий (2015) с неплохо прописанными проевропейскими декларациями и по сельскому развитию в частности была принята только Нацсоветом реформ. При смене министра на Тараса Кутового весной 2016-го она была сокращена с выделением определенных приоритетов (Стратегия 3+5). С прошлого лета (2016) никак не могут принять Государственную целевую программу развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года, которая уже прошла все уровни комментариев и имеет относительно неплохой текст.

Практика ежегодных изменений ориентиров людей, принимающих решения, не способствует развитию агросектора и сельских местностей, неотъемлемыми составляющими которых являются общины и окружающая среда. В то же время малые хозяйства требуют максимального упрощения системы налогообложения, чтобы в конце концов получить настоящие полноценные активы в виде земель.

Михаил Амосов, координатор инициативы Land Matrix в Украине и Восточной Европе

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.