Только агропродовольственный комплекс, который основан на знаниях, может удовлетворить текущие вызовы общества и потребителей. Быстро меняющемуся обществу сегодня нужны своего рода мультиталанты или работники в аграрном секторе, которые имеют чрезвычайно широкую базу знаний и различные навыки.
Узкопрофильные специалисты вроде агрономов по защите растений или бухгалтеров в сельском хозяйстве останутся в прошлом. А соответственно — должны быть кардинально обновлены и подходы в украинских аграрных учебных заведениях к содержанию и учебно-преподавательской деятельности и, по очевидным причинам, адаптированы к лучшим образовательным программ на международном уровне. Что это значит?
Только то, что образование в сельском хозяйстве должно отвечать исключительно требованиям рынка труда в агросекторе и не разочаровывать молодых людей уже во время учебы, а цементировать положительное отношение к агросектору в течение всего пребывания в учебном заведении. Ну и соответственно — быть своего рода толчком студентам к обучению в течение всей жизни.
Не великая тайна, что большинство студентов аграрных учебных заведений идут учиться не по собственному желанию, а по рекомендациям родителей или в силу невозможности попасть в другие учебные заведения. А это значит, что украинское аграрное образование должно значительно повысить свою привлекательность для студентов, в том числе и для иностранных.
Так называемое «поколение Z» идет получать образование, и у них огромный выбор специальностей и возможностей для обучения и получения информации по всему миру. Безвизовый режим с ЕС для молодежи является шансом получить лучшее и более интересное образование за рубежом уже сейчас, а не ждать следующей «полуреформы» образования от украинской политики.
Возникает вполне логичный вопрос: «Почему эти молодые люди должны получать образование в Украине и потом работать в агросекторе Украины?». Или другими словами: «Что агробизнес совместно с аграрным образованием сделали для того, чтобы у молодежи горели глаза при слове «агро», потому что агро — это секси?». Откровенно говоря, очень мало.
Учреждения агрообразования стабильно жалуются на нехватку государственных средств и недофинансирование, но не хотят или не могут коренным образом реформироваться, а агробизнес постоянно плачет о недостатке кадров, а при упоминании «инвестиций в образование» быстро прячется в кукурузу.
Что нужно сделать?
Объединить усилия агрообразования и агробизнеса. Это чуть ли не единственный наш шанс не остаться через некоторое время на задворках глобального Агро 4.0. Еще не все для нас потеряно. И наш шанс стать привлекательными для лучших студентов будущего заключается именно в мультифункциональности агробизнеса. А именно — растущая взаимозаменяемость и взаимозависимость сельскохозяйственного и пространственного землепользования с остальной экономикой подчеркивает необходимость привлечения высококвалифицированных работников, компетентных применять передовые знания не только агротехнологического направления, а также по другим дисциплинам.
Дигитализация, умное земледелие, управление дронами, искусственное мясо, вертикальные теплицы и т.д. — это лишь небольшая часть того, чем живет агробизнес сегодня. Будущее агросектора — это инновации, а не фуфайка и кирзовые сапоги, запачканные коровьим навозом. Именно инновации, экологичность, партнерство, ориентированность на интернационализацию и социальную ответственность нужно «продавать» молодым людям, а не псевдотрагические басни на тему: «село погибает», «непродажность земли-матушки», «корова-кормилица» и т.п. Не надо, потому что это интересно пенсионерам, которые на этом выросли, и для них это упоминание об их молодости, потому что именно тогда «косив Ясь конюшину», а «ягода-малина в гости ждала».
Для современных подростков, которые выросли на смартфонах и современных гаджетах, все эти пассажи находятся в историческом ракурсе к первому айфону. Тупо неинтересно. Как сделать интересно? Образовательная инновация в агросекторе должна находиться в тесном контакте с несельскохозяйственным образованием, в соответствии с высокими международными стандартами. Именно современное сочетание агробизнеса с IT, экологией, географией, коммуникационными и аналитическими навыками и т.д. может сделать агрообразование привлекательным не только для выходцев из села и детей преподавателей аграрных учебных заведений, но и для лучших из лучших молодых людей нашего государства. Учиться по узкоспециализированным программам прошлого столетия 5 лет и до конца не понять, для чего и где эти знания можно применить, — это прошлогодний снег: никто уже не вспомнит, каким он был, да и зачем, ведь уже выпал новый. Мир движется чрезвычайно быстро, и те, кто живет воспоминаниями о прекрасном прошлом, останутся в стороне от технологической революции.
10 самых инновационных компаний, работающих в агросекторе Украины, объединились, чтобы запустить на базе факультета аграрного менеджмента Национального университета биоресурсов и природопользования Украины пилотную магистерскую программу по подготовке 50 мультифункциональных менеджеров нового образца для агробизнеса. Новая инновационная учебная программа, постоянное менторство со стороны бизнеса, широкая коммуникация в социальных сетях, лучшие преподаватели из Украины и мира — все это уже с сентября 2019 года в Украине в проекте под названием «Агрокебеты».
«Виміряти ліс — не така вже й проста справа, не у всякого вистачить кебети»,— писал в свое время в своем произведении «Хлеб» Михаил Стельмах. А измерить будущее агросектора смогут участники нового проекта «Агрокебеты».
Уже в январе 2019 года вы узнаете о деталях проекта. Поверьте, это будет мегакрутой проект! Он вернет все аграрное и не только аграрное образование в другую реальность, современную бизнес-реальность.
Алекс Лисситса, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.