Станут ли украинцы счастливее от повышения «минималки»

17 февраля 2017, 11:24 4136
Александр Лабенко

Размер заработной платы волнует каждого работника, его увеличение всегда приятно. В случае повышения минимальной заработной платы вдвое лиц, которые действительно получат больше в реальности, будет не так много.

Попробуем разобрать последствия такого решения для бюджета страны и населения. Итак, для бюджета.

Согласно данным министра социальной политики, приведенным здесь, количество лиц, которые получали минимальную заработную плату в Украине в 2015 году (в 2016-м существенных изменений не произошло), составило 3,7 млн человек, из них 2,6 млн — в частном секторе, остальные — в государственном. Их стоит рассмотреть отдельно. И здесь нужно помнить о начислении единого социального взноса в Фонд заработной платы, который ложится фискальной нагрузкой на работодателя в размере 22%, и об отчислениях с заработной платы, налоге на доходы физических лиц и военном сборе — 19,5%. Стоит учесть, что ЕСВ поступает в социальные внебюджетные фонды (основная часть — в Пенсионный фонд), и все же для бюджета это имеет значение в части возможного уменьшения суммы ежегодной помощи Пенсионному фонду.

Начнем с фискальных последствий увеличения минимальной заработной платы в государственном секторе. Сумма начислений на одного работника возрастет на 352 грн, отчислений — на 412 грн. Если учесть количество работников с «минималкой» в государственном секторе, приведенное выше, объем роста доходов бюджета составит 764*1,1 млн = 840,4 млн грн. Учитывая размер бюджета на 2017 год, указанная сумма роста доходов составит около 0,1%. Кроме того, следует помнить, что таким образом государство просто перекладывает средства из одного государственного «кармана» в другой, ведь для того, чтобы выплатить увеличенную заработную плату, нужно увеличить размер доходов бюджета на аналогичную сумму (налоговую социальную льготу упустил из виду сознательно, чтобы не запутывать читателей деталями)

Теперь о размере роста доходов бюджета от увеличения «минималки» в частном секторе. Учитывая вышеприведенные цифры, рост доходов бюджета составит 1,986 млрд (почти 2 млрд), что соответствует 2,7% доходов бюджета на 2017 год. В случае увеличения «минималки» в частном секторе фискальное значение такого шага является важным.

Несмотря на существенное сопротивление частного сектора, которое проявлялось в медиа из-за опасений банкротства и т. д., стоит отметить, что большинство работников, получавших «минималку», имели также доплату в «конвертах», и таким образом государство недополучало в налогах, а сами работники недополучат в будущем пенсионном обеспечении.

Можно с большой долей вероятности утверждать, что правительство путем удвоения (резкого поднятия) «минималки» вывело из тени необлагаемые доходы.

С точки зрения достижения большей прозрачности налогообложения такой шаг правительства является правильным, и все же существует, так сказать, моральная сторона подобных действий. Работники и работодатели совсем не уверены в том, что уплаченные ими налоги используются эффективно. Чем больше уровень сомнения в эффективности использования налогов, тем больше сопротивление их уплате через минимизацию и уход от налогообложения. Увеличение «минималки» должно сопровождаться другими шагами правительства по выводу из тени экономики, иначе указанное увеличение не приведет к выводу из тени заработных плат и, как следствие, сделает работников еще более уязвимыми, и тогда никакие финансовые санкции не помогут.

И как ни горько это признавать, уровень развития нашей экономики чрезвычайно низкий, об этом свидетельствует даже тот факт, что минимальная заработная плата, которая не покрывает реального (а не декларативного — 1600 грн) прожиточного минимума, является дискуссионным вопросом. Это в то время как некоторые страны обсуждают вопрос минимального или базового дохода каждого гражданина только за то, что он таким (гражданином страны) является, а некоторые даже провели по поводу «базового дохода» референдум (Швейцария).

Александр Лабенко, доцент кафедры налогообложения и страхования, НУБиП Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.