Всего с 2012 года на территории Украины зарегистрирован 191 случай заболевания АЧС в 23 областях Украины.
Учитывая динамику распространения заболевания в течение 2014–2017 гг. и способность вируса АЧС за короткий промежуток времени охватывать значительные территории, в соответствии с прогнозами экспертов, до конца текущего года можно ожидать еще около 150-200 случаев заболевания. При этом каждый четвертый случай, вероятно, будет в свинохозяйствах, в первую очередь с низким уровнем биозащиты.
Основные причины распространения заболевания — это:
- отсутствие контроля при перемещении живых животных и сырья внутри государства, в частности вследствие законодательных изменений — исключение из Закона Украины «О дорожном движении» полномочия Национальной полиции останавливать автомобили, которые перевозят скот. Сейчас такие меры осуществляются по решению Государственной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии;
- торговля живыми животными и сырьем на стихийных рынках;
- подворный убой свиней и продукты убоя (с целью торговли);
- пренебрежение мерами биобезопасности;
- низкий уровень надлежащей ответственности (законодательно закреплен) лиц, чьи действия привели к распространению болезни;
- длительная процедура возмещения средств за уничтожение поголовья животных и ликвидацию болезни;
- отсутствие учета и действенного механизма проведения идентификации.
Таким образом, основная группа риска, более 90% случаев заболевания, — это домохозяйства и мелкие фермы, которые часто работают вне легального поля.
В связи с отсутствием специфических средств профилактики и лечения во всех населенных пунктах и хозяйствах, в которых было обнаружено заболевание, ликвидировано все поголовье свиней, а это уже более 120 тыс. голов животных.
Любое ухудшение ситуации или принятие мер не в полном объеме приведет к блокированию или ограничению экспорта из Украины. В первую очередь продукции животноводства, а в дальнейшем — и растительной продукции, что будет иметь негативные экономические последствия.
Актуальность вопроса требует серьезного обсуждения и принятия соответствующих решений, поэтому на прошлой пленарной неделе на заседании Комитета была заслушана информация председателя подкомитета по вопросам пищевой промышленности и торговли агропромышленными товарами Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений П.В. Юрчишина и председателя Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей В.И. Лапы об эпизоотической ситуации с африканской чумой свиней, путях ее предупреждения и преодоления.
Подробно остановились на вопросах:
1) процесса реорганизации Госпродпотребслужбы и ее влияния на эффективность профилактики и борьбы с эпизоотиями.
По информации Госпродпотребслужбы, при каждом случае болезни службой применяются следующие меры:
- карантин в неблагополучных пунктах,
- мониторинг в зоне надзора,
- уничтожение всех восприимчивых животных в очагах инфекции,
- зонирование,
- контроль за недопущением перемещения грузов, в том числе путем установления ветеринарно-полицейских карантинных постов,
- разъяснительная работа среди населения и т. д.;
2) финансирования государственных больниц и лабораторий ветеринарной медицины, улучшения состояния материально-технического обеспечения служб, причастных к выполнению противоэпизоотических мероприятий.
Существуют также проблемы системного характера, касающиеся финансирования системы ветеринарной медицины. Два года назад были приняты изменения в Бюджетном кодексе и Государственном бюджете — финансирование ветеринарной медицины передано в сферу компетенции местных бюджетов. В связи с этим, в частности в Полтавской области, которая является одной из наиболее проблемных областей по заболеванию, в некоторых учреждениях ветеринарной медицины люди работают на 0,5 ставки из-за ненадлежащего финансирования из местного бюджета. С точки зрения Госпродпотребслужбы такая ситуация недопустима, необходимо кардинально ставить вопрос о возвращении финансирования ветеринарной медицины из госбюджета.
В последние несколько лет наблюдается хроническое недофинансирование системы осуществления противоэпизоотических мероприятий. Так, за прошлый год 56 млн грн было выделено на соответствующую программу, из которых менее 50 млн грн были направлены непосредственно на осуществление противоэпизоотических мероприятий.
Нужно отметить значительную поддержку аграрного комитета, благодаря которому Верховной Радой был увеличен объем финансирования в государственном бюджете с 56 млн грн до 113 млн грн. Но это не та сумма, которая позволяет эффективно бороться с заболеваниями, не говоря об обновлении средств борьбы. Например, Македония только на одну болезнь (узелковый дерматит) в год потратила €4 млн;
3) состояния разработки проектов законодательных и нормативно-правовых актов, целью которых является недопущение распространения инфекционных болезней.
Важны нормы проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно повышения мер биологической безопасности и сохранения животноводства в Украине», которые предусматривают частичное возмещение стоимости утраченных свиней для товарных хозяйств, поскольку на данный момент возмещение осуществляется только для домохозяйств населения, то есть является сдерживающим фактором, штрафные санкции, также предусмотрены и стимулирующие меры, которые позволят сбалансировать это законодательное предложение.
Народные депутаты Украины отметили, что в частном секторе Украины содержится около 4 млн голов свиней, и поэтому распространение АЧС может привести к значительному повышению социальной напряженности в стране.
Вместе с тем, согласно статье 2 Закона Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», до 31 декабря 2017 г. установлен мораторий на проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.
В связи с этим сегодня практически утерян государственный контроль за субъектами хозяйствования, деятельность которых связана с выращиванием, содержанием, реализацией живых свиней, их забоем, переработкой и оборотом продукции из них, и отсутствуют правовые основания для проведения мероприятий государственного надзора (контроля) с целью своевременного предупреждения возникновения и распространения АЧС и других особо опасных болезней животных.
Комитет отметил, что состояние эпизоотической ситуации в Украине является угрожающим, и это не только африканская чума свиней и птичий грипп, но потенциально — и узелковый дерматит, ящур и другие заболевания.
Было отмечено, что текущие вызовы требуют слаженной работы всех ветвей власти как на государственном, так и на местном уровне.
По результатам обсуждения, с целью обеспечения действенного контроля за соблюдением ветеринарного законодательства и недопущения распространения возбудителей Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений обратился к Президенту Украины П.А. Порошенко с просьбой поручить председателям областных государственных администраций под их личную ответственность обеспечивать действенный контроль за соблюдением ветеринарного законодательства и принимать меры по недопущению распространения возбудителей особо опасных болезней животных.
В письме к премьер-министру Украины В.Б. Гройсману обратились с просьбой лично вмешаться в ситуацию и принять действенные меры реагирования, в частности, обеспечить выполнение решения Комитета, которое содержит соответствующие рекомендации Кабинета министров Украины по преодолению негативных тенденций.
Кроме того, обращения адресованы первому вице-премьеру — министру экономического развития и торговли Украины, председателю Государственной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии при Кабинете министров Украины С.И. Кубиву, министру аграрной политики и продовольствия Украины Т.В. Кутовому и председателю Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей В.И. Лапе — заместителям председателя Государственной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии при Кабинете министров Украины относительно личного контроля исполнения решений Государственной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии при Кабинете министров Украины.
Александр Бакуменко, народный депутат Украины, заместитель главы парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.