В Украине ситуация немного лучше, но из года в год растут объемы деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, соответственно растет объем загрязнения (минеральными удобрениями, пестицидами и т.д.).
Существует еще много проблем, которые создаются сельскохозяйственной деятельностью для окружающей среды.
Как их решать?
В большинстве стран мира существует система платежей за загрязнение окружающей среды сельскохозяйственными производителями.
Проблема загрязнения окружающей среды сельскохозяйственным производством для наших чиновников является относительно новой (возможно, неожиданной), наверное поэтому государственные органы власти особо не обращают на это внимания. Но внимание к проблеме загрязнения ОС (окружающей среды) с каждым годом растет. В целом, ее решения не имеет системной реализации. В частности, это подтверждает в своем интервью министр экологии и природных ресурсов. Более того, загрязнение окружающей среды способствует недополучению урожая. В частности, он обращает внимание на низкое налоговое бремя на загрязнителей, которое никоим образом не стимулирует последних к повышению энергоэффективности и бережному отношению к окружающей среде. В частности, сельскохозяйственных товаропроизводителей к бесценному национальному (народному) ресурсу — земли!
Ни один сельхозпроизводитель не будет учитывать экологическую составляющую своей деятельности (за редким исключением), если за чрезмерное внесение минеральных удобрений и пестицидов он получит больше дополнительной прибыли, чем сумма штрафа, которой он может оплатить подобные действия.
Проблема загрязнения пахотных земель, и не только, пестицидами в нашей стране стоит достаточно серьезно, чтобы на нее не только начали обращать внимание, а также реализовывать действия по ее решению.
В качестве примера можно рассмотреть обращение пестицидов в Украине.
Пестициды убивают около 200 тыс. человек.
Регулирование обращения пестицидов крайне необходимо и его необходимо осуществлять административным методом (регистрация пестицидов и контроль за их оборотом) и финансовое регулирование их обращения (налоги и штрафы).
С регистрацией пестицидов и контролем за их оборотом в нашем государстве есть проблемы.
Необходимо руководствоваться принципом «загрязнитель платит» и увеличивать налоговую нагрузку на деятельность, что приводит к увеличению загрязнения и установить большие штрафы за нарушение таких правил.
Приведу несколько примеров по налоговому регулированию обращения пестицидов. Налоги на оборот пестицидов существуют в таких странах как Дания, Франция, Швеция, Италия, Норвегия. Согласно проведенным исследованиям, данный вид налогообложения приносит так называемые «двойные дивиденды» странам, которые их ввели.
Такое незначительное количество стран, которые ввели налогообложения обращения пестицидов, не означает, что в других странах не осуществляется их финансовое регулирование. В других странах является довольно распространенной система штрафов за нарушения правил обращения и внесения пестицидов. ООН рекомендует введение налогообложения пестицидов и минеральных удобрений в качестве финансового регулятора проблемы загрязнения пестицидами и минеральными удобрениями.
А как в Украине? Вопросы налогообложения обращения пестицидов не обсуждается, но стоит отметить другую проблему. Отсутствие действенной системы обращения и внесения пестицидов.
Александр Лабенко, доцент кафедры налогообложения и страхования, НУБиП Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.