«Потребление собственного местного столового винограда в последнее время увеличилось в пять раз, — утверждает руководитель компании «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук. — Теперь надо научиться растянуть его потребление на целый год, сохраняя лучшие вкусовые и внешние качества именно украинского винограда».
AgroPortal.ua на традиционной выставке «Золотая гроздь Украины» в Запорожье собрал полезные лайфхаки от предпринимателей, которые научились выгодно сбывать виноград и продукцию из него.
Делимся идеями с нашими читателями.
Лайфхак №1: от кулинарного технолога Неллы Куликовской
Спрос на натуральные, вкусные и красивые, а главное — экологически чистые продукты взяла за основу своего небольшого бизнеса инженер-технолог, пищевик Нелла Куликовская из пгт Михайловка Запорожской области.
Хозяйка увлеченно демонстрирует:
— компоты в различных комбинациях белого и красного винограда, персиков;
— филигранные баночки винограда с помидорами — крупными и мелкими;
— маринованный виноград — говорит, лучше любых оливок;
— целый ассортимент салатных заправок, где, кроме винограда, есть все, что растет на огороде, еще и приправленное майским медом, который поставляют коллеги из Совета женщин-фермеров Запорожской области;
— дизайнерские бутылки с заправками, которые клиенты охотно заказывают на подарки: хозяйка делает их на любой вкус, размер, форму;
— для юбилеев, праздников имеет в припасах и авторскую водку-чачу с виноградинками на закуску для эстетов;
— изысканными ягодами украшает также свои пирожные и торты, которые изготавливает на заказ.
«У нас было 250 кустов винограда. Благодаря поддержке проекта бизнес-развития плодоовощеводства UHBDP начали еще выращивать и перерабатывать землянику. В моем саду сейчас даже киви растет! — воодушевленно рассказывает Нелла Куликовская. — Продавать сейчас очень интересно, ведь есть OLX, Фейсбук — масса возможностей. Готовую продукцию пересылаем «Новой почтой» или просто передаем автобусами.
Очень люблю, когда клиенты относятся серьезно, основательно к сотрудничеству. Скажем, заказчики приезжают посмотреть мою кухню, условия, в которых изготавливается продукция. Рада этому, потому что люблю показывать свое хозяйство.
За 2,5 года работы почувствовала существенную динамику. Теперь у меня появляется больше оптовых заказчиков. Есть такие, которые мою продукцию еще дальше передают на более глубокую переработку. Например, из моих сухофруктов следующий предприниматель создает специальные фигурки для зоомагазинов».
С 2014 года Нелла Куликовская является популярным участником традиционного фестиваля консервации в Запорожье.
«Я не просто работаю по своей специальности, — говорит женщина. — Я делаю то, что красиво и интересно».
Лайфхак №2: от сельскохозяйственного производственного кооператива «Мирный»
Подать свой качественный виноград сорта Аркадия на тендеры, чтобы партиями сбывать продукцию для местных детских садов и школ, — это один из способов реализации, который планируется в ближайшее время внедрить в СПК «Мирный» из села с характерным названием Виноградное Токмакского района Запорожской области.
Руководитель хозяйства Владимир Хижук признает: каждый год приходится иметь дело с различными закупщиками и рыночными условиями, поэтому ищут варианты стабильности для продукции с 4 га. А со временем можно и расширить площади. Урожаи получают хорошие, несмотря на погодные проблемы.
Ничего не пропадает — послепродажные остатки винограда перерабатывают на полезные соки для членов кооператива.
В следующем сезоне 3-4 ряда переведут в тепличные условия, чтобы получать более раннее созревание, а следовательно — лучшую цену и, соответственно, более выгодную экономику.
Ведут переговоры с коллегами всего района о возможности организации совместного холодильника.
Правда, опытные коллеги утверждают: чтобы охлаждение действительно стало эффективным, надо обустроить целостную непрерывную цепочку — от сельского холодильника к магазинному и к домашнему холодильнику потребителя. А иначе охлажденный виноград, который вывезут на необорудованный рыночный прилавок, быстро потеряет свои вкусовые и внешние качества.
Лайфхак №3: от фермерской семьи Андрея Мамая
Фермерская семья Мамай из Бериславского района Херсонщины ставит на высокое качество своего винограда и его эксклюзивную продажу по наработанной в течение 6 лет базе своих клиентов.
Не жалеют сил, времени и средств для интенсивного выращивания, не пропускают ни одного технологического момента.
80% потребителей сами приезжают к фермерам за продукцией. «Наши постоянные клиенты даже не заглядывают в упакованные коробки — доверяют, уверены в нашем качестве. Мы тщательно не только выращиваем, но и следим за аккуратностью сбора и эстетикой упаковки. Убеждены, что постоянные потребители приедут к нам в следующем году. Наша база таких клиентов постоянно растет», — говорит фермер.
Эти частные производители отпускают по ценам местного рынка Копани. Но при этом не тратятся на логистику. На рынке сбывают лишь то, что осталось после запланированных продаж.
Андрей имеет техническое и бухгалтерское образование. Сам анализирует экономику хозяйства. Много учится на профильных семинарах. Говорит, участникам рынка нужно больше объединяться, координировать свои действия. Иначе будут и в дальнейшем происходить такие провальные обвалы цен, как в нынешнем сезоне: «Из-за тех, кто поспешил вывезти на рынок зеленый виноград, из-за «моя хата с краю» пострадали все. Хотим успеха — должны совместно договариваться».
Лайфхак №4: от ягодной фермы «Ника» Станислава Глущенко
Предприниматель Станислав Глущенко в Запорожской области 1,5 га виноградника выращивает на орошении. Говорит, оно добавляет, как минимум, 30% урожайности.
В свое время инвестировал в скважину и накопитель. Сейчас работает над организацией специального места для предпродажной подготовки продукции.
В течение 8 лет активно меняет сорта в зависимости от ситуации на рынке. Изучать запросы потребителей ездит не только в своем регионе, но и на различные рынки в столице, где советуется со специалистами по продажам: «Многие выражают эксклюзивные желания, я прислушиваюсь к привередливому рынку и реагирую.
Есть много сортов. Если мы все дружно перейдем на один популярный сорт, то могут произойти такие же проблемы, как сейчас со знаменитой Аркадией».
Хозяин советует также очень точно изучить особенности каждой точки выращивания винограда и учитывать расположение при расчете экономической целесообразности: «Каждый может посмотреть сумму активных температур. Мы, например, на несколько градусов отстаем от Херсонщины или Одесской области. Чтобы конкурировать с ранними сортами соседей, мне разве что надо ставить теплицы. Но тогда моя себестоимость станет сравнительно невыгодной, поэтому я не выбрал этот путь. Вместо этого ориентируюсь на более позднее созревание — и свободно продаю по лучшим для себя ценам.
Наша общая проблема — одновременные продажи. Надо как можно дольше растянуть сезон. Под такую тенденцию и подбирать сорта».
Станислав Глущенко планирует впоследствии продавать свою продукцию и в сетях супермаркетов. Но пока они не могут заказать ему оптимальные партии.
«Долго считал и определил, что в нынешнем сезоне для меня оптимальными были цены в 8 грн/кг за белый виноград и 12 грн/кг — за цветной. Продукцию покупатели забирают прямо с участка», — отмечает Станислав Глущенко.
Для своего винограда он раскорчевал участки 3-х брошенных угодий на сельской улице. Ягодой засадил фактически бывшую помойку. Сейчас собирается приобрести еще и соседские заброшенные усадьбы. Говорит, сельская власть идет навстречу.
Лайфхак №5: от авторитетного виноградаря и селекционера Ивана Захаренко
Опытный виноградарь и селекционер Иван Захаренко — категорический сторонник выращивания винограда на богаре, без полива. На его участке вода расположена на глубине более 70 метров.
Фермер утверждает, что именно такой виноград имеет лучшие вкусовые качества, а главное — больше пользы.
«Кроме того, он лучше выдерживает кризисные погодные условия. Нынешнее 72-дневное отсутствие дождей, а затем несвоевременный ливень пережил очень устойчиво. Главное — четко и вовремя соблюдать все необходимые традиционные технологические операции, — добавляет хозяин. — Я никогда не спешу продавать свою ягоду. Спокойно жду кондиции и сам объявляю цену. Виноград оставляю на кусте. В прошлом году, к примеру, дождался октября. Начал продавать оптовикам с 15 грн/кг и закончил по 22 грн/кг.
Будут дополнительные средства — организую большую переработку. Наша Запорожская область — уникальная по возможностям для выращивания винограда. Равного потенциала нигде в Европе нет.
Сорту Аркадия, с которого начались все наши большие виноградники и который был в каждом дворе, я считаю, вообще надо памятник поставить.
Очередная выставка «Золотая гроздь Украины» снова показала, какие чудеса могут вырастить здесь виноградари! Только надо найти применение такому потенциалу. Мы же еще помним, сколько перерабатывающих предприятий, консервных заводов было в регионе. Скажем, сок из Аркадии — самый вкусный. Потенциал переработки в нашем регионе — огромный».
Чтобы сохранить хорошие грозди от повреждений птицами, осами, в хозяйстве Захаренко применяют специальный инвентарь, пушки.
«В Израиле каждый персик обертывают салфеткой, чтобы сохранить на дереве невредимым, — говорит фермер. — И нам надо работать. Хороший вид и замечательный вкус не даются легко.
Магазинные сети предпочитают охлажденный, обработанный специальными препаратами и невкусный импортный виноград — потому что с ним работать им легче. Наших производителей качественной продукции спасают мелкие оптовики. Мы должны их ценить, потому что обеспечивают нам возможность реализовать свою продукцию.
Если ситуация со сбытом не выровняется, постепенно буду переходить на технические сорта винограда. У меня много друзей. Хотим пить хорошее вино», — делится креативный фермер.
Ирина Садовая, AgroPortal.ua