Ажиотаж в логистике. Блокирование украинских портов ставит на колени мир

10 мая 2022, 06:20 12880

90 млн т зерновых. Именно столько выращенной продукции Украина не может вывезти из-за блокирования портов со стороны россии. $170 млн. Именно столько ежедневно (!) теряет Украина из-за заблокированных страной-агрессором портов.

Последствия таких действий со стороны оккупантов уже ощутили в мире. На фоне резкого роста цен на пшеницу, кукурузу и подсолнечное масло к отдельным странам подступает голод, к большинству же — продовольственный кризис.

Глава правительства Денис Шмыгаль озвучил следующую статистику: «Некоторые корабли были вынуждены зайти в порты с внешних рейдов из-за обстрелов, повреждений, гибели членов экипажа. Сейчас в морских портах Украины заблокировано около 70 судов, в том числе 10 — в Одесском порту. Подавляющее число кораблей — балкеры и суда для перевозки генеральных грузов».

По информации участников рынка, один из крупнейших и глубоководных зерновых терминалов в Украине и Причерноморье, порт Neptune (Одесса) законсервирован, все работники отправлены в неоплачиваемые отпуска. Не лучше ситуация в Мариуполе. Зерновой терминал «УкрТрансАгро» законсервирован с начала марта, часть работников эвакуированы из города. Инфраструктура пострадала, поскольку там стоял единственный судоремонтный док на Азовском море. Конструкция затонула. По предварительной информации, на нем было около 3 т дизельного топлива.

В целом через морские порты Украина экспортировала более 70% всех грузов на общую сумму около $47 млрд. По информации основателя и партнера Trend&Hedge Club Катерины Конащук, экспорт пшеницы и кукурузы за апрель составил чуть более 730 тыс. т, хотя в декабре 2021 г. совокупный экспорт только двух основных зерновых культур превысил 6 мнл т.

Цифру на уровне 6 млн т ежемесячного экспорта зерновых из Украины подтверждает президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев.

Николай Горбачев

«На сегодняшний день технически зерно не может быть вывезено другим путем, ведь многие терминалы не предусматривают обратной отгрузки. Придется докупать оборудование, которое позволит отгрузить назад. Портовая инфраструктура не предполагает длительного хранения, поэтому остро стоит вопрос скорейшего разблокирования портов».

К экспортной отправке рассматриваются все возможные варианты, «разве что не «зернопровод» — авто насыпью и биг-бегами, вагоны-зерновозы — с перегрузкой или заменой тележек, контейнеры, малые суда и баржи на Дунае», отмечает Катерина Конащук.

Катерина Конащук

«Ажиотаж в логистике только набирает обороты. Очереди на пересечение границы по железной дороге достигают 20+ суток, что дополнительно только удорожает и так недешевую экспортную логистику. Это вызывает много проблем для аграриев, из которых можно выделить две основные: первая — это отсутствие оборотных средств (которые фактически заморожены в зерне), вторая — заполненные зернохранилища, которые будут мешать размещению нового урожая уже через пару месяцев».

Если порты не будут разблокированы, в июле на мировом рынке начнется паника, прогнозирует аграрный министр Николай Сольский. «Пока трейдеры просто несколько переплачивают. А в середине лета начнется жесткий дефицит на зерновом международном рынке. Это почувствуют даже в странах Европы из-за увеличения на 20-30% цен на мясо, яйца, молочные продукты и т.п.», — говорит он.

Пока Украина достаточно активно наладила «коридор» через дунайские порты и румынский Констанца. Но на подходе новый урожай, и не только в Украине, поэтому начнется конкуренция с румынским, сербским, венгерским зерном. «В идеале нужны прямые маршруты на ближайшие товарные порты Польши, Румынии, Литвы, Болгарии», — уточняют в Trend&Hedge Club.

Но кроме пропускной способности транспортных коридоров, возникает вопрос дорогой логистики. Николай Сольский привел цифры: при отгрузке кукурузы через Констанцу зерно из Украины продается по $200/т, в то время как цена в европейских портах — 300-320 евро/т. Приблизительно так же будет выглядеть логистическая «арифметика» и в портах стран Балтии.

И это только сельское хозяйство. Портовая инфраструктура критична и для других отраслей.

Говоря языком цифр, руководитель Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики Олег Нивьевский отмечает, что когда порты не работают, то «в трубу» вылетают все отрасли, которые «очень зависят от морского транспорта/портов — у нас это в первую очередь АПК и ГМК, поскольку альтернатив морю для них фактически нет».

По его словам, роль только агропромышленного комплекса в Украине составляет 20-22% ВВП.

В свою очередь Катерина Конащук, говоря, что портовая инфраструктура существенно болезненно уменьшает валютные поступления и пополнение бюджета, приводит в качестве аналогии систему питания при внесении удобрений, «когда остается только одна работающая форсунка из 10».

Катерина Конащук

«Уже есть структурные изменения зернового бизнеса, а также перераспределение расходов, доходности и ответственности вдоль всей логистической цепочки. Украинские компании показали большую гибкость, решительность и скорость адаптации в условиях новых ограничений, поскольку для них это вопрос выживания. После победы Украины следует ожидать следующего «перераспределения сил» в отрасли, но насколько существенным оно будет, зависит от времени и условий подписания мирного соглашения или капитуляции со страной-агрессором. Капитуляция, даже отсроченная по времени, дает гораздо больше перспектив для дальнейшего более быстрого и активного восстановления зерновой отрасли, а также привлечения значительных иностранных инвестиций».

Президент Европейского Совета Шарль Мишель, находясь в Одессе, где заблокированы миллионы тонн продовольственных товаров, заверил, что ЕС сделает все возможное, чтобы решить проблему продовольственной катастрофы в мире. Правда, как именно, не уточнил.

Непонятно, какой будет сама портовая инфраструктура после победы, как и то, сколько времени займет разминирование акватории Черного моря (здесь некоторые эксперты называют цифру от 3 до 5 лет). Таким образом, Украина, как один из гарантов продовольственной безопасности в мире, не может на сегодняшний день выполнять взятые на себя обязательства. А мир тем временем замер перед возможным голодом.


Светлана Яценко, AgroPortal.ua