Внесенные конституционные представления относительно официального толкования статей 13, 14 Конституции Украины и о конституционности принятого в марте Закона Украины об обороте земель сельскохозяйственного назначения №552-IX от 31.03.2020 г. преследуют одну цель — добиться отмены земельной реформы и исключить возможность вынесения на референдум вопроса относительно возможности продажи земель сельскохозяйственного назначения иностранцам.
Смогут ли юридические лица, которые созданы согласно законодательству Украины, однако имеют среди участников других юридических лиц, иностранцев или иностранные компании, приобретать в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения, и смогут ли юридические лица заключать предварительные договоры о продаже земельных участков?
Земельные торги — не новый институт в украинском законодательстве. Однако законодатель решил изменить порядок их проведения и посвятил этому отдельный проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности или прав на них (аренды, суперфиция, эмфитевзиса) через электронные аукционы» № 2195 от 01.10.2019 г.
Кроме предоставления арендаторам преимущественного права на приобретение (покупку) арендуемых ими земельных участков, законопроектами предусмотрены также и другие гарантии прав арендаторов, которые должны сделать невозможным отчуждение земельных участков «в обход» их преимущественного права.
Весь предыдущий год не утихала дискуссия вокруг отмены моратория на продажу земли и открытия рынка земли. Аграрный бизнес, который сейчас в большинстве своем формирует земельный банк за счет договоров аренды и эмфитевзиса, заключенных с собственниками земельных участков (паев), прежде всего беспокоят «правила игры»: на каких условиях можно будет купить земельный участок, что будет с арендой и эмфитевзисом, как не потерять земельный банк.